Оборудование для ремонта алюминиевых кузовов. Особенности рабочего места
17 января 2023, Дмитрий Маликов
В процессе изготовления кузовных деталей современных автомобилей все чаще применяется наряду со специальными сталями такой материал, как алюминий. Свойства данного металла имеют множество весомых преимуществ, которые уже десятилетиями доказаны широким применением в автомобиле- и ракетостроении: легкость при сопоставимой прочности со сталью, пластичность, высокая устойчивость к коррозии.
Если еще десяток лет назад с «крылатым металлом» мастера кузовщики сталкивались при ремонте ограниченного ассортимента деталей (капоты, крылья), то сегодня на автосервис уже приходят автомобили с частично или полностью алюминиевыми кузовами. Не все мастерские оказываются готовыми к такому ремонту и вынуждены отказывать клиентам. Хуже – если машина принимается в ремонт, но вынужденно подвергается ремонту в условиях и с оборудованием совсем не подходящих для такого типа материала.
Что надо знать и как подготовиться к ремонту алюминиевых панелей кузовов в условиях СТО?
Итак, важные особенности работы, следующие из свойств «крылатого металла»:
- Пластичность алюминия, такая удобная для формования кузовных панелей, не позволяет использовать сильные удары обратными молотками, диктует принципиально другую технологию работы со споттерами и наличие иных шпилек, петель и других приспособлений по конфигурации и материалам.
- Защитная пленка окисла (видимый серый налет), которой алюминий быстро покрывается на воздухе требует увеличенной практически в два раза силы тока до 7500А и более, используемых споттерами по сравнению со сталью (1200-3800А). По этой причине споттеры для алюминия – это отдельный тип оборудования. Лучшими образчиками по соотношению цена/качество является линейка GYSPOT ALU PRO.
- Подверженность электрохимической коррозии при контакте со сталью. Во избежание в последующем после ремонта коррозионном разрушении кузова следует строго соблюдать следующие меры:
– Не допускать попадания стальной шлифовальной пыли на алюминиевые детали;
– Шлифовальные круги, ветошь, одежда и средства защиты, на которых возможно попадание стальной пыли – под запретом на участках работы с алюминием;
– Ручной инструмент жестянщика – только из алюминия, пластиков, или полированной нержавеющей стали;
– Перечисленное диктует, чтобы участок работы с алюминиевыми кузовами в цехе был отгорожен и имел свой набор инструментов и систему пылеудаления.
- Сварка деталей должна производиться MIG полуавтоматами в среде аргона с применением специальной алюминиевой проволоки с добавками кремния, или магния. TIG сварка вольфрамовым электродом также может использоваться, но требует высокой квалификации, и при этом низкопроизводительна и проблематична в получении качественного длинного шва. Оптимальным оснащением для сварки Al является горелки типа Spool Gun, где катушка с Al проволокой расположена на горелке, что существенно облегчает работу и повышает производительность.
- Соединение клепанием в основном применяется, когда сварка невозможна и требуется соединить стальную конструкцию с алюминиевой. Такие конструкционные решения получают все более широкое распространение. Для ремонта и замены таких элементов кузова нельзя обойтись без двух типов оборудования:
– Клепальник для самопроникающих заклепок типа GYSPRESS
– Аппарат для высверливания сварных точек
Для предотвращения электрохимической коррозии при соединении стали с алюминием между сопрягаемыми деталями прокладывается слой клей, который к тому же дополнительно укрепляет конструкцию.
- Потенциальная пожароопасность участка. Алюминиевая пыль обладает высоким индексом возгорания при превышении определенной концентрации. Следует исключить удаление пыли обдувом, а сбор ее осуществлять всасыванием в «пылесосы», имеющие сертификат взрывозащищенного оборудования ATEX
При соблюдении перечисленных требований к рабочему месту, наличии соответствующего оборудования и обученного персонала кузовная станция не будет ограничивать прием в ремонт современных автомобилей и получит дополнительный приток благодарных клиентов.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.