Устройство для установки лонжеронов открывает новые возможности
20 ноября 2014, Александр Анциферов
Значительная часть работ по восстановлению геометрии кузова аварийного автомобиля связана с установкой на него новых элементов силового каркаса. Примером таких работ является замена деформированного лонжерона.
Прежде чем приварить лонжерон к моторному щиту, его нужно точно расположить и зафиксировать в пространстве относительно других частей кузова. В этом и заключается основная сложность этих работ. Точность расположения лонжерона – важный критерий. Именно лонжероны являются базовыми элементами для целого ряда навесных деталей, таких как двигатель, подрамник, рамка радиатора, балка бампера и т.п. Правильность установки этих элементов напрямую зависит от того, насколько точно был смонтирован новый лонжерон.
Традиционно для точного расположения элементов силового каркаса автомобиля на стапеле использовались только стенды кондукторного типа, оснащенные прецизионной рамой и шаблонной системой фиксации (система джигов). Такой возможности были лишены универсальные платформенные стенды для правки кузовов, которые в последнее время получили широкое распространение благодаря ряду преимуществ – удобство установки автомобиля и настройки направления вытяжки, доступная цена. После приварки корня лонжерона к «материковой» части кузова без использования кондуктора требовалась последующая коррекция положения его консоли. Направление и величина корректирующей деформации определялась, как правило, в ходе пробных установок (примерок) деталей, сопрягаемых с лонжероном. Естественно, такие примерки и последующие поправки существенно замедляли процесс ремонта и требовали скорейшего решения.
С целью повысить эффективность работ на платформенном стапеле при установке кузовных деталей специалисты завода ЗАО «Сивер» разработали специальное приспособление – «Устройство для установки лонжеронов» (УУЛ). Дебютная модель УУЛ-01 была представлена на прошедшей в нынешнем году в Москве выставке «ИНТЕРАВТО».
УУЛ-01 представляет собой универсальную стойку, которая позволяет закрепить лонжерон, переместить его непосредственно к сопрягаемым поверхностям на основной части кузова и зафиксировать в нужном положении.
В состав УУЛ входят (Рис. 1): основание (1), каретка (2), основная стойка (3) и вспомогательная стойка (4), установленная на рычажном подхвате (5).
Основная стойка устанавливается непосредственно в каретку, а вспомогательная стойка – в направляющую на рычажном подхвате. Обе стойки оснащены резьбой и шкалами с ценой деления 1 мм. Аналогичные шкалы имеются также на основании, каретке и рычажном подхвате. Основание устройства притягивается к стапелю болтами, проходящими сквозь отверстия в его платформе. Расположение основания на платформе выбирается с дискретностью шага отверстий в платформе стапеля.
Крепление лонжерона осуществляется с помощью различных адаптеров (Рис. 2), которые с одной стороны устанавливаются в гнезда стоек устройства, а с другой – непосредственно в отверстия лонжерона. Это могут быть отверстия для крепления подрамника, рамки радиатора, балки бампера или технологические отверстия. Они могут располагаться как на вертикальных, так и на горизонтальных поверхностях лонжерона, быть с резьбой или без резьбы.
На фотографиях (3-5) показаны различные варианты крепления фрагмента лонжерона автомобиля Ford Focus 1 на УУЛ-01, установленного на платформу стенда для правки кузовов Siver EL.
Перемещение основной стойки устройства в горизонтальной плоскости обеспечивается скольжением каретки по основанию. Основание оснащено шлифованными салазками, что и обеспечивает плавность скольжения.
Стойку подхвата можно повернуть вместе с рычажным подхватом вокруг основной стойки. Радиус поворота и вылет подхвата регулируются в пределах от 120 до 710 мм.
Прочный винтовой домкрат основной стойки дает возможность настроить высоту точки крепления лонжерона. Для основной стойки предусмотрены удлинители различной высоты, позволяющие также расширить пределы регулировки по высоте.
Необходимым условием правильного положения устанавливаемой детали является соответствие координат нескольких контрольных точек этой детали спецификациям производителя автомобиля. В справочной литературе по кузовному ремонту координаты контрольных точек задаются различными способами, например:
а) неявно, в виде нескольких линейных размеров от выбранной точки до характерных точек кузова, расположенных на других деталях;
б) непосредственно в виде значений трех координат в системе координат, связанной с кузовом.
Размеры, заданные первым способом можно проконтролировать телескопической линейкой. Второй способ более универсальный и достоверный, он предусматривает применение измерительной системы.
Настройка положения детали становится наиболее удобной, если УУЛ использовать вместе с измерительной системой SIVER DATA. Если отверстие лонжерона используется для крепления на УУЛ и центр его является контрольной точкой, то для измерения его координат не требуется снимать деталь со стойки, достаточно установить светодиодную указку системы SIVER DATA (поз. 8, рис. 1) в измерительный адаптер (поз. 7) и повернуть светодиоды в сторону видеокамер системы. Программа автоматически вычислит координаты центра крепежного отверстия. Измерительный адаптер может быть установлен как на основной стойке, так и на стойке подхвата.
Совместная работа электронной измерительной системы SIVER DATA и УУЛ-01 делает процесс настройки положения лонжерона простым и удобным. Для этого необходимо выполнить несколько простых шагов:
1. Выбрать модель автомобиля из базы данных системы.
2. Измерить координаты нескольких контрольных точек кузова ремонтируемого автомобиля, коснувшись их наконечником светодиодной указки.
3. Найти подходящее отверстие на устанавливаемой детали (координаты центра этого отверстия должны быть указаны в базе данных контрольных точек автомобиля) и закрепить его на адаптере стойки устройства.
4. Закрепить в измерительном адаптере светодиодную указку.
5. Следуя указаниям системы, настроить положение адаптера:
в горизонтальной плоскости, перемещая каретку или подхват по направляющим;
по высоте, с помощью гайки основной или вспомогательной стойки.
Во время настройки измерительная система в режиме реального времени отображает текущее положение выбранной контрольной точки относительно требуемого в соответствии с картой размеров конкретной модели автомобиля.
После настройки положения каретки и подхвата в плоскости стапеля их нужно зафиксировать. Для этого достаточно затянуть зажимные болты. Для затягивания и отвинчивания болтов зажима каретки и подхвата, а также болтов крепления основания и удлинителя основной стойки потребуется лишь один ключ – шестигранник на 14 мм. Регулировки по высоте фиксируются контргайками на основной и вспомогательной стойке.
Основная стойка УУЛ-01 может использоваться также в качестве силового упора для блокировки перемещений закрепленного на нем участка детали, когда связанные этим участком элементы должны быть деформированы в ходе правки. Чтобы жестко зафиксировать стойку в пространстве, нужно установить в гнезда удлинителя основной стойки силовые талрепы и зафиксировать их в отверстиях платформы стапеля (Рис. 3, рис. 5). Талрепы вместе со стойкой образуют жесткий силовой треугольник, который способен выдержать дополнительные нагрузки, возникающие в ходе правки.
Хорошо известно, что удобная оснастка и дополнительные приспособления позволяют более полно использовать потенциал стендов для правки кузовов и современных систем контроля геометрии кузова. Широкие функциональные возможности и универсальность устройства для установки лонжеронов, разработанного в ЗАО «Сивер», свидетельствуют о том, что УУЛ сможет стать эффективным помощником для мастеров кузовного дела.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.