Как пользоваться шпаклевкой для авто - примеры нанесения
11 сентября 2014, Роман Акользин
На базе исследовательской площадки в Политехническом колледже №31 мы продолжаем тестировать новые продукты. На этот раз корреспондент журнала «КУЗОВ» совместно с Павлом Никифоровым, технологом по ремонтной окраске ООО «Европроект Групп», сравнили облегченную шпаклевку A1 X-Puty и ее концептуального конкурента – классическую тяжелую шпаклевку. В тесте мы использовали стандартную панель площадью 1м². Предварительно на металл было нанесено два идентичных повреждения глубиной 8-9 мм.
Нанесение
Любой маляр знает, что шпаклевку необходимо наносить несколькими тонкими слоями. Делается это для того, чтобы выгнать воздушные микропузыри из поверхности, которые попадают в шпаклевку во время перемешивания материала с отвердителем на шпателе. К сожалению, не всегда удается их вывести до конца.
Проблема кроется в самом составе. Дело в том, что при использовании обычной смолы для достижения рабочей вязкости приходится добавлять большое количество хорошего растворителя. В свою очередь разбавитель существенно влияет на вязкость, а, значит, снижает эффект тиксотропии (способности субстанции разжижаться от механического воздействия и сгущаться в состоянии покоя). Содержание органических разбавителей в современных шпаклевках колеблется от 180 до 220 грамм на литр.
Мы попытались тяжелой шпаклевкой за один проход заполнить хотя бы вмятину второго повреждения. Однако усилия оказались тщетны, поверхность стала бугристой и была буквально испещрена порами. Поэтому шпаклевку пришлось наносить согласно технологии в три слоя по 3-5 мм каждый. Мешали, наносили, сушили с помощью инфракрасной сушки каждый слой по 15 минут (без лампы 25-30 минут), потом ждали 5-7 минут, пока деталь остынет, чтобы ее обезжирить и обработать.
При использовании высококачественных смол рабочая вязкость продукта достигается благодаря вязкости самой смолы, а не путем вливания разбавителя, влияющего на тиксотропию. В A1 X-Puty используется уникальный пакет смол, в связи с этим удалось снизить количество органических летучих веществ до 53 г/л.
При надавливании на шпаклевку A1 X-Puty шпателем она становится более жидкой, благодаря чему из этой массы легко выходит попавший туда при перемешивании воздух. Как только мы убираем шпатель (снимаем давление) шпаклевка становится густой и фиксируется толстым слоем. Если мы повторно надавливаем на шпаклевку шпателем, она вновь становится более жидкой. Так происходит до тех пор, пока не начнется процесс полимеризации. В результате мы можем наносить шпатлевку А1 более толстыми слоями. При глубине повреждения ±1 см мы можем сразу с первого слоя шпаклевания выводить поверхность. А используя обычную шпаклевку (как тяжелые, так и легкие), нам надо будет сначала «завалить» повреждение несколькими тонкими слоями и только после этого начать выводить поверхность.
Просадки
Проблема с усадкой, которая возникает после завершения работ, также связана с растворителем.
Обычную шпаклевку рекомендуется наносить на металлическое основание, а не на старое лакокрасочное покрытие. Однако любой маляр знает, что избежать этого практически невозможно, особенно в зонах перехода.
После того, как шпаклевка легла на старую краску, в процессе высыхания из нее начинает испаряться растворитель. Он выходит одновременно во все стороны, растворяя ЛКМ под шпаклевкой и образуя в нем микротрещины и поры. При контакте с незатвердевшей шпаклевочной массой это место разбухает, и на нем проявляются шлифовальные полосы. Следствием этого становятся видимые просадки.
Поскольку A1 X-Puty имеет в своем составе в четыре раза меньше разбавителя (53 г/л), то и процент усадки подложки позволяет ее наносить на старое ЛКМ, не опасаясь появления просадки.
Обработка
Одна из основных проблем в использовании обычных шпаклевок - это необходимость их обработки до момента полимеризации, то есть в течение 12 часов после ее нанесения. Причина проблемы кроется в составе.
Обычные шпаклевки состоят из полиэфирной смолы и наполнителя. Сама смола определяет ключевые характеристики шпаклевки: адгезию, время высыхания и забиваемость абразива. Если она высокого качества, то наполнитель, который может быть представлен мелом, частичками алюминия, стекловолокном, углеволокном и некоторыми другими веществами, успешно выравнивается при механической обработке. Если же поверхность после высыхания остается жирной, то никакой речи об обработке не может идти. Липкая смола склеит микрочастицы (пыль) шпаклевки, образующейся в процессе шлифования, и комки этой фракции налипнут и забьют абразив.
В тестируемой шпаклевке A1 X-Puty роль наполнителя выполняют микроскопические пустотелые шарики. Процесс шлифования такой шпаклевки заключается не в выдергивании наполнителя из смолы, а всего лишь в разрушении стеклянных шариков. Сам процесс шлифовки протекает гораздо легче по сравнению с классическими шпаклевками, и расход абразивных материалов в разы сокращается. Даже по истечении срока полной полимеризации смолы такую шпатлевку обрабатывать намного проще, нежели тяжелую.
В итоге, со шпаклевкой А1 технолог выровнял поверхность за одно шпаклевание, затратив всего один абразивный круг. Чтобы выровнять такую же неровность обычной шпаклевкой нам потребовалось 3 раза шпаклевать поверхность, а значит затратить на смешивание шпаклевки, ее нанесение, очистку инструмента и последующую обработку в три раза больше материала и абразивов. За счет меньшего объема шлифования мы сэкономили около 70 минут рабочего времени.
Итак:
- Тиксотропия напрямую зависит от количества разбавителя и качества смолы в составе шпаклевки. В A1 X-Puty используется уникальный пакет смол, в связи с этим удалось снизить количество органических летучих веществ до 53 г/л.
- A1 X-Puty имеет в своем составе в четыре раза меньше разбавителя, процент усадки подложки позволяет наносить ее на старое ЛКМ, не опасаясь появления просадки.
- В шпаклевке A1 X-Puty роль наполнителя выполняют микроскопические пустотелые шарики и модифицированная полиэфирная смола. Сам процесс шлифовки этого материала протекает гораздо легче по сравнению с классическими шпаклевками, и расход абразивных материалов в разы сокращается.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.