Совершенная дидактика. Технологические процессы окраски пластика
6 февраля 2015, Олег ДАНЬКО
В продолжение рассказа о дидактических пособиях курса обучения для маляров «Training For Excellence», разработанного компанией R-M BASF, в этой статье мы остановимся на технологиях подготовки поверхности и окраски полимерных материалов.
Роль пластмассы — место, занимаемое пластиками в нашей жизни, значительна и абсолютно очевидна. Какой бы отрасли промышленности мы ни коснулись, полимерные продукты всегда составляют часть ее продукции, и эта часть постоянно растет.
Не исключением является и автомобилестроение, где пластик используется шире и шире, неудержимо вытесняя своего основного конкурента — металл.
Преимущества пластмасс по сравнению с металлом безусловны: они не подвержены коррозии, существенно легче, у них выше коэффициент шумоподавления, пластик дешевле при изготовлении сложных геометрических форм, устойчивее при аэродинамике и так далее.
Пластик служит дольше и, повторимся, все чаще применяется для изготовления деталей автомобиля. Из 56% пластмассы состоит пассажирский салон. В элементах кузова присутствует 25% полимерных материалов. Если же рассматривать автомобиль в целом, пластмасса составляет более 30% его веса.
Безусловно, это окрашенный пластик, своим ярким цветовым многообразием воплощающий любые задумки дизайнеров, строго соответствующий установленным производителем сочетаниям оттенков кузова и салона. Не имей серая однородная полимерная масса возможности окрашиваться, она вряд ли стала бы столь популярной.
Легко ли покрасить пластик?
Этот вопрос, наверное, из числа тех, на которые можно ответить быстро и однозначно: нелегко.
Дело в том, что изначально после литья свойства поверхности пластика отнюдь не способствуют прочной адгезии с будущими лакокрасочными покрытиями.
Это и пограничный слой полимера, имеющий низкую молекулярную массу, и необходимость модифицирования поверхности пластика в целях формирования когезионно прочного слоя, плюс для долговечного результата должна быть улучшена так называемая топография поверхности полимера.
Мы не случайно привели здесь столь сложные для неискушенного в химии читателя формулировки лишь в качестве обоснования утверждения, что окрасить пластик непросто именно ввиду его специфического химического строения.
Для подготовки поверхности пластика под окраску существует два способа: физический и химический.
Это определение весьма условно, поскольку физические трансформации поверхности пластмассы изменяют также и ее химическую структуру.
Конечно, двухдневный курс по корректной подготовке поверхности и окраске пластмассовых деталей не предусматривает обучения маляров основам молекулярной химии полимеров.
Однако же основные сведения о производстве и нанесении покрытий на пластмассу в производственных цехах производителей обучаемым для расширения кругозора будут нелишними.
В автомобилестроении чаще всего применяется два основных способа предварительной подготовки пластика перед нанесением ЛКМ: обработка коронным разрядом и плазменная обработка.
Операции имеют значительные отличия от традиционно привычных методов подготовки поверхности и выглядят определенно интересно.
Обработка коронным разрядом представляет собой воздействие на поверхность пластика электрическим разрядом, рождающим «струи» неустойчивой плазмы в воздушной среде при атмосферном давлении. Электрические разряды вызывают ионизацию молекул воздуха в зазоре между двумя электродами, расположенными близко к поверхности пластика. Собственно, это разряды молнии, и они потенциально вызывают как физические, так и локальные химические изменения в структуре полимера.
Плазменная обработка представляет собой непосредственное воздействие плазмы на поверхность пластика, инициированное горением природного газа в зоне, прилегающей к месту обработки.
Не стоит объяснять, сколь сложное и дорогостоящее оборудование применяется для указанных методов. Эксплуатация его оправдана на заводах крупных серийных производителей. Использование же чего-то подобного в условиях автосервиса не представляется разумным.
Потому разработаны и успешно применяются так называемые «мокрые» химические методы подготовки поверхностей полимеров.
Термин «мокрая химическая обработка» подсказывает, что или сам полимер погружают в жидкость, или какой-то раствор наносят на его поверхность, что и приводит к подготовке поверхности.
Самым простым мокрым химическим способом является протирка поверхности специальными растворителями или иными агрессивными химическими веществами.
Однако самым удобным и применяемым на СТО методом «мокрой химической обработки» является грунтование поверхности пластика.
Термин «грунтование» относится к нанесению на поверхность какого-либо химического продукта или покрытия, которое само по себе не изменяет химию поверхности субстрата, но оказывает значительное влияние на его адгезионную способность.
В результате процесса грунтования происходит определенное изменение химического состояния поверхности пластика, а часто и изменение его структуры. Обычно грунты нуждаются в предварительно подготовленной для них поверхности, обеспечивающей их адгезию к пластику. Однако существуют некоторые грунты, которые значительно увеличивают силу адгезии и без дополнительной химической подготовки поверхности.
Именно к такому виду грунтов и можно отнести грунт R-M Sealer Plast 80 (90), часто применяемый как активатор адгезии к химически стойким полимерам, речь о котором более подробно пойдет ниже.
Определение типа пластика
Одним из первых важных моментов, на которые делается акцент при обучении маляров подготовке и окраске пластмассовых деталей автомобиля, является умение находить маркировку и верно идентифицировать тип пластика.
Это нужно для того, чтобы маляр мог корректно составить последовательность операций и подобрать комплект материалов, подходящих для определенного типа пластика, обеспечив в итоге гарантированный и долговечный ремонт.
В большинстве случаев при ремонте поврежденных или окраске новых деталей придется иметь дело с различными модификациями полипропилена. Это самый распространенный тип пластика, применяемый в автомобилестроении.
Полипропилен относится к термопластикам — типу пластмасс, обладающих низкой удельной плотностью и способностью размягчаться под воздействием температуры и растворителей.
Условно «чистый» немодифицированный полипропилен не отличается стойкостью к ультрафиолетовому излучению и кислороду и быстро теряет свои свойства при эксплуатации в естественных условиях. По этой же причине нанесенные на него лакокрасочные покрытия не могут иметь долговечной адгезии.
Введенные же в полипропилен добавки — чаще в виде резины и талька — значительно улучшают его свойства и дают возможность его окрашивать.
Оттиск, определяющий тип пластика и его детализацию, производители обычно помещают с внутренней стороны изделия.
В течение теоретической части обучаемым предоставляется возможность на нескольких образцах пластиковых кузовных элементов самостоятельно найти и определить тип полимера, из которого изготовлена деталь.
Также методическое пособие предполагает наличие в тренинговом центре нескольких пластмассовых образцов, не отмеченных какой-либо маркировкой. Эти образцы призваны вызвать у учащихся резонный интерес и вопрос, как поступать в случаях, когда возникает необходимость окраски пластика «no name».
В этом случае дидактика дает подробные инструкции проведения так называемого «сольвент-теста»: проверку пластика на стойкость к растворению при воздействии на него специального растворителя — агрессивного обезжиривателя R-M PK900.
Результат этого теста позволит обучаемым принять решение, отнести ли неизвестный тип пластика к группе термопластов или реактопластов, и определить наиболее подходящий процесс для их окраски.
Выбор процесса окраски
Перечень лакокрасочных продуктов R-M универсален как для окраски металлических поверхностей, так и для пластика: те же грунты, краски, лаки. Однако есть несколько продуктов, предназначенных для применения именно при окраске пластика.
Сейчас мы возвращаемся к активатору адгезии R-M Sealer Plast 80 (90). Это продукт, выпускаемый в литровой таре и в аэрозольном баллоне, предназначен для нанесения на различные модификации полипропилена и служит эффективным посредником между полимером и последующими покрытиями.
Предназначенный именно для «мокрой химической обработки» полипропилена, продукт представляет собой специальную смесь растворителей с незначительным количеством смолы.
Воздействуя на поверхность пластика, Sealer Plast на некоторое время (в течение которого следует нанести следующий материал) изменяет химическое состояние подложки и значительно усиливает ее адгезионную способность.
Другой продукт, применяемый в качестве добавки к стандартным грунтам и лакам, — пластификатор R-M Flex, позволяющий значительно увеличивать эластичность лакокрасочной пленки, коэффициент ее термического расширения. Без этих свойств большинство грунтов и лаков, нанесенных на мягкие пластики, со временем может растрескиваться.
Практическая часть курса в деталях позволит обучаемым научиться правильно наносить активатор адгезии слоем адекватной толщины на различные сложные поверхности, правильно определять количество пластификатора в зависимости от твердости пластика и применяемого материала.
В заключение курса
Поскольку курс занимает два дня, в качестве доказательства надежности применяемых технологий и продуктов каждый маляр выкрашивает и получает возможность забрать с собой несколько тестовых образцов, чтобы позже убедиться в их адгезионной стойкости.
Особенно живой интерес и сомнения в долговечности адгезии вызывает окрашенный материалами R-M образец — кусок полихлорвиниловой пленки, используемый в изготовлении тентов грузовиков.
Заключительная часть курса посвящена изучению методики определения возникновения дефектов на пластиковых деталях и способов их устранения.
И конечно, как и в предыдущих курсах «Training For Excellence», участники проходят тестирование и получают памятные дипломы.
Согласно статистике, приблизительно 80% повреждений автомобиля при аварии — это передняя и задняя его части, в которых затрагиваются бампера.
Значительно более сложная по сравнению с кузовными деталями геометрическая форма бамперов, частая необходимость их демонтажа при ремонте, специфика обработки и применяемых материалов — все это придает дополнительную значимость как отношению к пластмассовым деталям, так и к изучению рассмотренного в этой статье курса.
Комментарии
Рекомендованные статьи
15 февраля 2017
31 марта 2021
17 октября 2014
16 августа 2024
28 апреля 2023
21 июля 2016
29 октября 2025, Богдан Логинов
27 октября 2025, Богдан Логинов
24 октября 2025
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.