пространство
профессионалов
авторемонта

«Серебристый металлик». Особенности нанесения

28 января 2021, Иван СОКОЛОВ

Роман ПодколзинОсобенностью цвета автомобиля «серебристый металлик» является содержание в составе алюминиевых частиц в базовом покрытии различной формы и размера, которые создают эффект стали, красиво переливаясь на солнце, придают своеобразную эстетику внешнему виду. На данный момент это не самое сложное в применении покрытие, однако не стоит недооценивать даже простой на первый взгляд «серебристый металлик». Для успешного и качественного нанесения требуется не только профессиональный навык, знание технологических процессов, наличие качественных материалов, но и оборудование. Особенности нанесения серебристой базы и лака разберет Роман Подколзин, технолог-демонстратор демонстратор подразделения авторемонтных покрытий ООО «ППГ Индастриз».


 Подготовка поверхности к окраске

Частым дефектом, который может повлечь за собой «перекрас», является некачественная подготовка, а именно просадка абразивной риски или различного рода дефект ЛКП (скол, царапина и т. д.), поверхность которых «повторяет» базовое покрытие в связи с содержанием в составе большого количества эффектных частиц. Преимущественно шлифование осуществляется машинками с ходом эксцентрика 2,5–3 мм. Не стоит выбирать для данной операции машинки с ходом 5 и более миллиметров. Чем больше ход эксцентрика, тем более грубая и глубокая риска будет получаться на поверхности с одной и той же градацией абразива. Условием выполнения качественной подготовки является исправное состояние оборудования, наличие пылеотвода, а также мягкого диска (оправки), на который крепится абразивный круг.

Рекомендуемым является абразив с градацией абразивного круга Р500, который создает оптимальную глубину риски для адгезии. Глубина риски определяется при помощи профилометра за счет измерения множества значений, основное из них — Rz (в зависимости от типа и плотности покрытия данное значение может варьироваться от 1,5 до 4 единиц). Абразивы многих брендов различаются основой (пластик/бумага), продуктивностью и степенью агрессивности обработки, поэтому результаты измерения глубины риски и наличия просадки могут отличаться.

Не следует совершать подготовку слишком мелким абразивом, например с градацией менее Р1000: глубины риски для адгезии может быть недостаточно и в процессе эксплуатации автомобиля и воздействия на ЛКП различных внешних факторов может произойти отслоение. Допустимо также совершать подготовку водостойкими абразивными материалами, так как они уступают в скорости и качестве обработки по очевидным причинам, подготовку следует совершать локально, с небольшим количеством воды. Оптимальная градация абразива — Р800–Р1000.

Краскопульты

Сейчас на выбор предлагается огромная масса окрасочного оборудования, отличающегося формой, размерами, системой распыления и стоимостью. Для профессиональных кузовных автосервисов первостепенно рекомендуется как колористу, так и маляру использовать одинаковое оборудование с идентичными размерами дюз и настройками. Это позволит максимально близко и точно продублировать нанесение и покрасить автомобиль «в цвет». Оптимальной системой краскопульта для нанесения эффектных базовых покрытий является HVLP (High Volume Low Pressure), то есть большой объем потребляемого воздуха и низкое давление распыления. Система обладает рядом преимуществ: низкое давление распыления, высокий коэффициент переноса материала (не менее 65 %), корректное и экономное нанесение материала, минимальные завихрения и поток воздуха на выходе при работе. Наиболее распространенный размер дюзы — 1,3.

В случае панельного ремонта (окраска деталей целиком) необходимо учитывать рекомендации производителя окрасочного оборудования и особенности краскопульта:

  • показатель давления воздуха на манометре;
  • настройка формы факела;
  • настройка подачи материала;
  • расстояние распыления до окрашиваемой поверхности;
  • относительный перехлест и скорость проходов.

Следует также выделить нюансы системы HVLP. Большой объем потребления воздуха связан с необходимостью наличия мощного компрессора. В случае неисправного или слабого компрессора при использовании краскопульта данной системы работа будет осуществляться нестабильно. Давление на входе и концентрация распыления материала начнут «плавать», периодически то подниматься, то понижаться. Особенно это заметно будет при окраске больших панелей: капота, крыши. Пример: в начале окраски детали давление на манометре держится 2 бара, к середине — 1,5 и менее, через определенное время — свыше 2,5 бара. Подобные скачки приводят к неравномерному распределению базового покрытия (полосы, пятна) и отклонению цветовой позиции.

PPG окраска

Системы RP/TE потребляют меньшее количество воздуха, соответственно, не склонны к вышеуказанным «провалам» в рабочем давлении и распылении ЛКМ. Перенос материала у данных краскопультов осуществляется с большей скоростью, капля распыления более крупная, поэтому они оптимально подходят для нанесения грунтов, наполнителей и лаков.

Оптимальные размеры дюз:

  • 1,2–1,4 — первичные грунты и нешлифуемые грунты-наполнители;
  • 1,2–1,3 — прозрачные лаки;
  • 1,6–2,0 — шлифуемые грунты-наполнители.

Подбор цвета

Очень важно на первом этапе процесса цветоподбора принять правильное решение, а именно выбрать оптимальный вариант или рецептуру цвета. Для этого существует несколько вариантов: персональный код краски автомобиля, собственные наработки, варианты программы по цветоподбору или применение специального прибора, спектрофотометра. В любом случае необходимо произвести тест-выкрас на специальную металлическую пластину, если такового нет в наличии, и сравнить с окрашиваемым авто. Сравнение тест-пластины следует производить в светлое время суток с чистым автомобилем, под разными углами. Кузовную панель, по которой производится подбор, рекомендуется частично отполировать, так как старое и затертое лакокрасочное покрытие может искажать истинный оттенок цвета. Далее принимается решение о готовности краски или ее корректировке с последующим нанесением на тест-пластину. Также может быть рассмотрен вариант окраски методом плавного перехода как в рамках ремонтной детали, так и на сопряженные кузовные элементы.

Особенности нанесения. Основные параметры и рекомендации

Цвет подложки/грунта. Базовое покрытие может иметь различную степень укрывистости, поэтому при нанесении базы на темную и светлую подложки можно получить два разных оттенка. Как правило, серебристые металлики рекомендуется наносить на светло-серую подложку.

Количество и плотность слоев. Данные параметры задаются программой цветоподбора или колористом, который разработал или откорректировал данный рецепт краски. Слои базового покрытия не должны быть слишком плотными или сухими. Оптимальный слой — полумокрый или стандартный.

Задача данного покрытия сугубо эстетическая, толщина слоя незначительная: 15–25 мкм.

Количество основных слоев, как правило, 2–3, далее в зависимости от рекомендаций может понадобиться «эффектный» или «выравнивающий» слой, который по плотности нанесения составляет 20–50 % от основного. Не стоит забывать про межслойные выдержки, перед нанесением следующего слоя из предыдущего должен выйти разбавитель, покрытие должно стать матовым. При необходимости окрашиваемую поверхность можно обрабатывать липкой салфеткой для удаления пылевых вкраплений.

Перед окраской автомобиля необходимо убедиться в том, что базовое покрытие готово к применению, а именно разбавлено рекомендуемым количеством разбавителя. Выбор разбавителя также имеет большое значение, так как от типа и соответствия определенному температурному режиму применения зависит качество нанесения и цветосовпадения.

Разбавитель следует применять согласно рекомендациям производителя базового покрытия. Смешивание можно производить как по объему, так и по весу, согласно техническим предписаниям. Для проверки вязкости готовой к нанесению смеси применяется специальный прибор — вискозиметр с диаметром выходного отверстия 4 мм.

Соответствие температуры разбавителя и температуры поверхности окрашиваемых деталей также необходимо соблюдать. Именно деталей, а не воздуха в окрасочно-сушильной камере, так как именно их мы окрашиваем и непосредственно на детали происходит перенос материала, последующее распределение, розлив, испарение разбавителя. Показатели температуры окрашиваемой поверхности проверяются инфракрасным пирометром. Лакокрасочные материалы также следует хранить и использовать в комфортных условиях, исключать перегрев и охлаждение во избежание сокращения сроков годности продуктов и возникновения различных дефектов и отклонений в процессе применения.

Оптимальные условия для окраски: температура 20–22 °С, разбавитель стандартный, температурный рабочий диапазон нанесения в среднем составляет 20–25°С. В случае применения быстрого разбавителя при высоких температурах базовое покрытие наносить проблематичнее, становится сложнее равномерно распределить слои, увеличивается расход, структура покрытия становится более грубой (сухое распыление), что, в свою очередь, приводит к отклонению цветовой позиции (в данном случае получится светлее), просадке прозрачного лака, снижению его блеска.

И напротив, применение медленного разбавителя при низкой температуре приводит к увеличению времени выдержки, избыточному розливу, разбавитель слишком долго испаряется, консервируется в пленке базового покрытия, не выходя полностью, что часто приводит впоследствии к отслоению прозрачного лака в связи с недостаточными адгезионными свойствами двух различных по функционалу материалов.

автомаляр PPG

Окраска методом плавного перехода

В сравнении с панельным ремонтом для окраски переходом необходимо обладать дополнительными навыками и знаниями. Даже если базовое покрытие отлично подходит по цвету к автомобилю, при некорректном нанесении методом плавного перехода может образоваться граница перепыла, визуально это выглядит как ореол темного или светлого цвета в зависимости от освещения и угла осмотра. Чтобы этого избежать, рекомендуется применять специальные добавки («блендеры») или разбавители, которые применяются как отдельно, так и в смеси с базовым покрытием. Данные продукты в зависимости от лакокрасочной системы имеют разные наименования, форму выпуска и пропорции смешивания, но задача у них одна — помощь при окраске переходом в поглощении перепыла, а также в корректировке распределения частиц базового покрытия относительно окрашиваемой поверхности. Нанесение производится непосредственно на участок перехода по завершению нанесения базового покрытия. Довольно популярным вариантом является применение добавок в чистом виде, а именно нанесение перед базовым слоем «блендера» практически на всю деталь.

Данный способ не во всех случаях эффективен по следующим причинам:

  • «блендер» поглощает перепыл только от первого слоя базового покрытия;
  • изменение оттенка под лаком (эффект линзы).

Оптимальным вариантом служит применение смеси добавки с готовым базовым покрытием.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи