пространство
профессионалов
авторемонта

Окрасочно сушильная камера для автомобилей

20 февраля 2015, Виталий Борисик, Сергей Макарич

Окрасочно-сушильная камера на современном автосервисе, пожалуй, один из самых дорогостоящих видов оборудования. К вопросу ее выбора подходят очень тщательно: изучают рабочие характеристики, преимущества разных комплектаций, сравнивают предложения нескольких производителей. И вот новая смонтированная ОСК запускается на полную мощность, и без нее уже невозможен нормальный рабочий процесс. О том, какие вопросы возникают во время эксплуатации и как организовать обслуживание камеры, речь пойдет в данной статье.

Окрасочно сушильная камера для легковых автомобилей
Современная окрасочно-сушильная камера — высокотехнологичное оборудование, в котором можно выделить две особенности: 1) простота и понятность процесса управления для пользователя и 2) сложная электроника, определяющая многофункциональность камеры и, соответственно, необходимость специальных навыков и знаний для правильного обслуживания.

Сергей МакаричРассмотрим, как сегодня организовано обслуживание ОСК на реальном автосервисе. Единственная покрасочная камера работает почти непрерывно, на ее обслуживание времени не остается. Выполняется только самый необходимый минимум: внутренняя уборка от мусора и периодическая замена фильтров. Если камера работает без существенных нареканий, то, как правило, ее обслуживанию особого значения не придают. При выполнении 4–5 покрасочных циклов в смену для обслуживания выделяется послерабочее время.

Другая немаловажная проблема — кто должен выполнять эти работы. Квалифицированный и хорошо оплачиваемый труд маляра использовать для замены фильтров и смывки стен нецелесообразно, другой сервисный персонал станции — электрики и подсобные рабочие — могут выполнить только поверхностное обслуживание. Понятно, что в электронику и механику камеры они не будут вторгаться из-за отсутствия знаний, опыта, специального оборудования. Но камера, как и любой инструмент, требует регулярного и исчерпывающего технического обслуживания.

Скрытые угрозы

Вероятность того, что какие-то узлы работают неправильно, велика. При этом камера создает воздушный поток и, на первый взгляд, выдерживает режимы. Однако поток может быть недостаточно интенсивным. Чем это может обернуться? Во-первых, слабый воздушный поток в камере не позволит эффективно удалять окрасочную пыль, что негативно влияет на здоровье маляра. Во-вторых, эта же проблема будет влиять на качество работы: окрасочный туман и пыль будут оседать на кузове. Кроме того, несбалансированная работа приточного и вытяжного вентилятора приводит к воздушным «хлопкам», стряхивающим пыль с потолочного воздушного фильтра прямо на только что выкрашенную деталь.

Суть регулярного технического обслуживания в том, чтобы ОСК постоянно находилась в оптимальном рабочем состоянии, режимы были настроены, не происходило повышенной нагрузки на отдельные узлы. Все эти меры позволяют предотвратить риск дорогостоящей поломки и простоя камеры.

Из передового опыта

В европейской практике закрепилось четкое разделение компаний, занимающихся производством и продажей оборудования и специализирующихся на техническом обслуживании. Например, производитель OMIA специализируется на изготовлении камер, а его сервисный отдел занят решением текущих вопросов по поставкам запчастей (например, необходимо точно проверить по заводскому номеру и поставить запасную часть к конкретной камере). Обслуживание и сервис осуществляют организации, специализирующиеся только на этих видах работ.

Окрасочные работы в европейском законодательстве жестко регламентируются, покраска вне камеры запрещена. Поэтому наличие ОСК обязательно, а ее состояние — прямой коммерческий интерес предприятия. Обслуживание «на факультативной основе» попросту не допустимо. На Западе очень внимательно относятся к вопросам трудовых компетенций, и использование дорогостоящего труда маляра для обслуживания камеры не приемлемо.

Что же касается рынка сервисного ТО в странах постсоветского пространства, то здесь сервисное обслуживание как отдельный вид деятельности только начинает развиваться. Некоторые компании, специализирующиеся на поставках оборудования для СТО, выделяют в своей структуре сервисную службу, но пока это только начало пути. Однако если учесть, что руководители автосервисов понимают преимущество планового ТО для камеры и очень заинтересованы в ней, то это будет стимулировать развитие сервисных служб. Понимание этих процессов и следование потребностям клиентов побудило нашу компанию создать сервисную службу по техническому обслуживанию и ремонту окрасочно-сушильных камер, услуги которой пользуются все большим спросом.

Коротко о главном

Более детально остановимся на сущности работ, выполняемых при плановом ТО. Прежде всего, необходим задокументированный регламент осмотра. Такой подход позволяет исключить вероятность того, что какие-то мелкие неисправности могут остаться незамеченными, все работы по каждому из узлов и агрегатов фиксируются.

Осмотр начинается со щита управления, проверки электрических соединений и силовых электрических элементов. Затем проверяется система вентиляции: смазываются подшипники (вентиляторов, турбин — в зависимости от конструкции), проверяется состояние лопастей, жалюзи и клапанов, а также плотность их закрывания. Для выполнения этих работ требуется частичная разборка блоков, поэтому такие работы требуют специальной подготовки. Кстати, в камерах отдельных производителей не предусмотрен доступ к блокам для обслуживания (в основном, к вытяжке), поэтому приходится вырезать часть блока.

Окрасочно сушильная камера устройство
Следующий этап — обслуживание горелки. Периодически требуется чистка вентилятора горелки и форсунки. Если в процессе ТО выявляется необходимость замены форсунки или электродов, то об этом непременно проинформируют специалиста предприятия. После чистки регулируются такие параметры, как давления топливного насоса и мощность. На первый взгляд, почистить форсунку несложно, однако на самом деле для этой операции потребуется демонтировать и извлечь горелку, только потом провести обслуживание, затем установить ее на прежнее место и отрегулировать. Понятно, что для проведения таких работ инженер должен обладать достаточной квалификацией и опытом и иметь необходимый инструментарий.

Инженер непременно спросит у оператора камеры, случались ли проблемы при эксплуатации. По симптомам определяются возможные неполадки в узлах, далее устанавливается и устраняется их причина.

Плюс-минус

Можно сказать, что большая часть работы по ТО сводится к чистке и регулировке. Выполнение этих работ способствует экономии ресурсов, исключает неравномерные нагрузки, опасные ускоренным износом и поломкой камеры. Камера при правильной настройке — четко сбалансированная система. Если неправильно настроена приточная/вытяжная вентиляция, то возникает повышенная нагрузка на мотор, «пищат» ремни, если вовремя не менять фильтры, то требуются большие усилия, чтобы прогнать поток воздуха через загрязненный фильтр, растет нагрузка на двигатель и потребление электроэнергии.

Окраска сушильная камера
Особое внимание, как уже упоминали выше, следует уделять регулировке воздушного потока и устранению «мертвых зон» по периметру окрашиваемого автомобиля (где практически нет движения воздуха). Контроль этого параметра осуществляется по 10 контрольным точкам. Приемлемое значение 0,3–0,35 м/с (в странах ЕС — 0,4 м/с).

Хлопки дверей, сильная вибрация, посторонние звуки, высокий уровень шума, повышенный расход топлива и электроэнергии — все это признаки того, что камера нуждается в ТО.

Периодичность обслуживания

Производитель камер рекомендует проводить обслуживание через определенные промежутки времени. Например, первое обслуживание новой камеры требуется уже после 50 часов работы и заключается в подтягивании соединений, подверженных вибрации, последующие ТО — через 200, 300, 500 и 800 часов. Практический опыт сервисной службы позволил выделить оптимальную периодичность: каждые 500 часов эксплуатации, но не реже двух раз в год.

Авто сушильная камера
Полная процедура сервисного осмотра занимает один день, при этом использование специальных приборов позволяет наиболее эффективно проводить необходимые процедуры. Проведенное ТО также выявит детали, срочно нуждающиеся в замене, поэтому риск внезапной поломки и длительного простоя на доставку детали и ремонтные работы снижается до минимума.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить

Рекомендованные статьи