Калибровка балансировочного оборудования Bosch
15 октября 2013, Татьяна Акимова
Мы продолжаем цикл статей об обслуживании автосервисного оборудования Bosch. Нашим постоянным экспертом по этому циклу материалов выступает Александр Черевко, руководитель подразделения сервиса диагностического оборудования Bosch в России, Украине и Беларуси, руководитель отдела сервиса и технической поддержки в Украине.
Подготовка балансировочного оборудования особенно необходима в преддверье «жарких» для шиномонтажных мастерских периодов работы – весной и осенью. В эти сезонные пики балансировочное оборудование работает с повышенной интенсивностью и обслуживает примерно 1 колесо в 3–4 минуты. Важнейшим этапом подготовки оборудования является процедура калибровки. Она обеспечивает точность и правильность работ по балансировке колес. Такая калибровка весьма проста и не требует больших временных затрат.
Производитель балансировочных станков Bosch серии WBE рекомендует калибровать их раз в полгода или по мере необходимости. В рамках процедуры по калибровке предусмотрены несколько работ: коррекция дисбаланса вала, калибровка измерительных линеек, калибровка датчиков дисбаланса.
«Наши клиенты часто спрашивают, есть ли возможность проверить точность работы станка самостоятельно, – рассказывает Александр Черевко.‑ Такой способ, конечно же, есть: если в процессе работы станок показывает, что в определенное место необходимо установить определенный грузик (например, 30 граммов) и если после установки грузика станок дает нулевой показатель (с точностью +/–3 гр.), то можно смело делать вывод, что оборудование работает идеально. Еще одним шагом контроля точности является проверка механической системы станка: вала, подшипников, зажимного приспособления. Метод – перепроверка уже проверенного колеса. Одним из явных признаков неточной работы механической системы является несовпадение результатов измерений колеса, снятого и вновь установленного на станок. На правильно работающем станке разница измеренного дисбаланса должна быть в пределах 3 граммов».
Для того чтобы обеспечить безупречную работу станка, производитель оснастил это оборудование специальной программой. Работа с такой программой входит в обширный круг компетенций специалистов сервисной службы Bosch, именно они должны проводить калибровку оборудования, чтобы обеспечить его правильное функционирование.
Необходимо запустить программу калибровки (она имеет интересный значок в виде мишени) и ввести пароль, который указан в инструкции.
И далее в несколько шагов провести калибровку станка. Сначала нужно определить дисбаланс вала станка. При этом программа запоминает все механические погрешности, которые уже есть у станка, и принимает их во внимание при дальнейших расчетах. В меню программы необходимо выбрать режим калибровки вала и выполнить действия, предписанные программой.
Выполнить вращение пустого вала,
после чего программа внесет в свою память измеренный дисбаланс и будет учитывать этот параметр при всех последующих измерениях .
Следующим шагом является калибровка измерительной линейки.
Для этого в программе калибровки нужно открыть соответствующее меню, а затем привести измерительную линейку на станке в нулевое положение и запомнить это значение.
От этой позиции и будут производиться все дальнейшие измерения. Следующий шаг – калибровка верхней точки измерительной линейки. Необходимо максимально выдвинуть линейку, ввести в программу значение в миллиметрах, которое нужно визуально считать с линейки, и удерживать ее в таком положении некоторое время. После этого программа автоматически внесет значение в свою память.
Следующий и последний шаг – калибровка датчиков дисбаланса. Для этого необходимо поставить тестовое колесо (стандартное колесо 14–15'') на вал и тщательно ввести его размеры в программу.
Для калибровки станка используется эталонный грузик. Стоит отметить, что он входит в комплект поставки станка Bosch. Вводим фактическую массу грузика. Для станков Bosch это 60 граммов. Далее устанавливаем грузик в произвольном месте на внутренней стороне колеса.
Выполняем измерение. Этим мы калибруем датчики дисбаланса по внутренней стороне колеса. Снимаем грузик с внутренней стороны колеса и переставляем на внешнюю. Выполняем измерение. Этим мы калибруем датчики дисбаланса по внешней стороне колеса. После этого необходимо вручную довернуть колесо до положения грузика «на 12 часов». Подтверждаем эту позицию. Теперь станок «знает», где был установлен грузик с весом 60 граммов. Используя эту информацию при стандартной работе, программное обеспечение станка будет автоматически рассчитывать необходимый вес балансировочного грузика и позицию, куда он должен быть установлен.
Непосредственно сам процесс калибровки балансировочного станка настолько прост, что не вызывает проблем. Однако при этой работе необходимо исключить все факторы, которые могут повлиять на точность калибровки. Речь идет, в частности, о фиксирующих колесо на валу механических элементах станка, которые подвергаются износу в процессе работ. Притом что они рассчитаны на несколько лет эксплуатации, из-за интенсивных нагрузок в период сезонных работ они могут изнашиваться. В этом случае даже на правильно откалиброванном станке проведение балансировки колеса будет осуществляться с погрешностями. Проведению работ по балансировке может помешать изношенный вал, а также отказ электроники, однако отметим, что проблема с электроникой проявляется сразу – оборудование отказывается работать. В большинстве случаев, чаще из-за скачка напряжения, может перегореть предохранитель или выйти из строя блок питания, могут повредиться и электронные платы.
Сам по себе балансировочный станок имеет большой запас прочности, однако гарантией его продолжительной и эффективной работы является соблюдение условий эксплуатации. Они несложные, но требуют от специалиста СТО четкого соблюдения технологии проведения работ, а также регулярного внимания к оборудованию. Важным условием эффективной и продолжительной работы станка является его чистота. В случае если станок оборудован пневматической системой для отвода защитного кожуха и пневмозажимом колеса на валу, необходимо также тщательно следить за качеством подготовки сжатого воздуха. Если из воздуха не будет удалена влага, выход из строя пневмосистемы станка очень вероятен.
«Очень важно проводить работы с предварительно очищенным колесом. Так как на станке колесо плотно прижимается к поверхности опорного вала, небольшой перекос колеса из-за песчинки или кусочка ржавчины с толщиной сложенного вдвое листа бумаги приведет к возникновению погрешностей при балансировке. И прилипшая грязь на колесе может существенно изменить точность работ, ‑ отмечает Александр.– Также перед началом сезонного пика необходимо проверять износ гайки зажимного приспособления на станках, оборудованных механическим держателем колеса».
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.