22 декабря 2024,
14:12
Москва

Для чего нужен дифференциал в машине

9 апреля 2023

Для чего нужен дифференциал в машине

Наверное, каждому водителю легкового автомобиля знакома ситуация, при которой одно из ведущих (передних или задних) колёс, попавшее на лёд или мокрую траву, будет работать с бешеной скоростью, а второе находится в полном спокойствии. В результате машина не может тронуться с места, а виновником такой ситуации является дифференциал, в его классическом исполнении. Конечно, этот узел был сконструирован вовсе не для того, чтобы затруднить жизнь автомобилисту, а совсем наоборот. Но, обо всём по порядку.

Функции дифференциала в машине

Крутящий момент, снимаемый с двигателя автомобиля, работает так: он передаётся на ведущие колёса посредством трансмиссии. Очевидно, что равномерное распределение мощности между передними и задними колёсами машины хорошо только при прямолинейном движении. В поворотах они движутся по разной траектории, и распределение работы крутящего момента в пропорции 50х50 на ведущие приведёт к пробуксовкам, заносам и ухудшению управляемости машины, независимо от схемы привода. Таким образом, основная работа любого дифференциала, в том числе и переднего - разделить 100% мощности между ведущими колёсами машины в пропорциях, соответствующих условиям движения.

Устройство дифференциала

Как устроен дифференциал. Принцип его работы

Основными частями осевого переднего или межосевого дифференциала являются: корпус, главная передача, состоящая из ведущей, получающей привод от КПП и ведомой шестерен: сателлитов и солнечных, жёстко сцепленных с приводными полуосями. При разных режимах движения машины, работа и взаимодействие между собой приведут к следующим результатам:

  • Прямолинейное движение машины. Ситуация, когда шестерни-сателлиты не работают, мощность распределяется по полуосям в пропорции 50х50.
  • Прохождение поворота. В силу разного сопротивления соответствующая солнечная шестерня полуоси замедляется (разница угловых скоростей), за счёт чего работают сателлиты, меняющие соотношение скоростей их вращения, потому не происходит и проворота.
  • Пробуксовка. При возникновении ситуации, рассматриваемой нами в самом начале статьи, передний дифференциал может перебросить до 100 % мощности на застрявшее колесо, что на практике, не позволяет машине сдвинуться с места.

В автомобилях с передним приводом дифференциал интегрирован в КПП (передний) или находится сразу за ней (задний), а в заднеприводных расположен между полуосями соответствующего моста.

Как работает дифференциал

Какие дифференциалы бывают в автомобилях

Классическая конструкция переднего дифференциала обладает очевидным недостатком - пробуксовка, не позволяющая осуществлять движение или грозящая потерей управляемости при определённых условиях движения. Решением стали различные системы блокировки дифференциалов, позволяющие «выключать» шестерни-сателлиты и (или) переносить мощность на загруженную полуось. Конструктивно, блокировка может обеспечиваться дополнительными фрикционными элементами или шестернями. Передние осевые и межосевые дифференциалы могут блокироваться полностью или частично, принудительно по решению водителя, или самоблокироваться, в зависимости от дорожной ситуации. Последний тип дифференциалов получил широкое распространение в кроссоверном сегменте.

Достаточно сложно устроена блокировка с электронным управлением, являющаяся структурным элементом системы поддержания работы курсовой устойчивости машины. В такой системе за распределение мощности между осями и полуосями отвечает компьютер, на основе информации, полученной от датчиков.

Дифференциалы бывают осевые, а также межосевые (в колёсной формуле 4х4).

Межосевой дифференциал

Какой автомобильный дифференциал лучше

Дифференциал нельзя рассматривать вне концепции трансмиссии автомобиля, а рассмотрение наиболее популярных решений в этой сфере - тема для отдельной статьи. Вот лишь несколько простых, но полезных для начинающих автомобилистов соображений.

Полный привод полезен не только в условиях бездорожья, но и как опция для улучшения сцепления с дорожным покрытием управляемости легковых автомобилей при плохих погодных условиях и агрессивной манере прохождения поворотов.

Современные самоблокирующиеся и электронно-управляемые межосевые (при полном приводе) или осевые передние дифференциалы кроссоверов и семейных автомобилей достаточно эффективны при большинстве стандартных дорожных ситуаций (город, трасса, дача).

Возможность работы принудительных блокировок передних дифференциалов нужна, как правило, только покорителям бездорожья, а в «гражданских» условиях этот функционал нужен не часто. При этом обилие блокировок и режимов понижения передач существенно удорожает сам автомобиль и эксплуатационные расходы.

Если ваша машина эксплуатируется только, или преимущественно, в городской среде, то достаточно и переднего дифференциала без работы блокировок.

Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи