Шаровая опора авто – как устроена и зачем нужна
14 августа 2023
Шаровая опора — это шарнирное соединение между ступицей колеса и рычагом подвески. Шаровый опорный шарнир можно применять практически в любом техническом сочленении. В автомобиле шаровые шарниры используются в развальных рычагах, рулевой трапеции, в креплении газовых упоров капота. Но именно на шаровые шарниры подвески приходится наибольшая нагрузка. Разрушение шаровой опоры авто приводит фактически к отрыву колеса, которое как бы подламывается под крыло. Автомобиль при этом теряет управляемость со всеми вытекающими последствиями.
Функционал и устройство шаровой опоры авто
Главная задача шарового опорного шарнира — предоставлять колесам свободу перемещения в горизонтальной плоскости и исключать ее в вертикальной.
Если не углубляться в устройство уже ставших архаичными шкворневых и обслуживаемых шаровых шарниров ранних конструкций, то можно выделить следующие основные элементы конструкции современной шаровой опоры:
- Так называемый палец в виде стержня с шарообразной головкой на «ступичном» конце и резьбой на «рычажном».
- Металлический корпус цилиндрической формы с полостью под шарообразную головку, отверстием под стержень и соответствующими креплениями.
- Дно опоры содержит завальцовку под прижимную шайбу, на которой крепится вкладыш, выполненный из полимера.
- Пыльник — эластичное приспособление из резины, герметизирующее корпус устройства для предотвращения попадания дорожной грязи.
Чем-то напоминает сустав, не правда ли? По аналогии с ним внутренняя полость шарнира заполнена смазкой, а повреждение суставной сумки (пыльника) приводит к поломке механизма.
Признаки неисправности шаровой опоры авто
Современная шаровая опора авто — это расходный материал, который стоит недорого и несложен в замене.
Шаровая опора, равно как ШРУС и другие подвижные элементы рычажной подвески, не выходят из строя внезапно. Перед своей «кончиной» они издают разнообразные звуки и подают другие сигналы надвигающейся беды. Водителю автомобиля не стоит игнорировать эти симптомы и своевременно диагностировать неисправность, самостоятельно или на СТО, в зависимости от собственных навыков механика.
- Характерный шум при преодолении лежачих полицейских и дорожных неровностей на скорости около 30 км/ч позволяет заподозрить износ вкладыша или недостаток смазки в шарнире. Хрустящие звуки в поворотах тоже не предвещают ничего хорошего — заклинивание гранаты не менее опасно, чем завал колеса.
- Люфт шарнира. Если колесо начало качаться, то езда на таком авто несет уже непосредственную опасность. Добираемся до СТО «мелкими перебежками», а лучше на эвакуаторе.
- Неравномерный износ шин свидетельствует о нарушении развала-схождения, что является прямым показанием к диагностике подвески автомобиля. Её стоит начать с проверки состояния шаровых опор.
- Машину уводит во время торможения. Тот же алгоритм действий.
Зимой допустим шум в районе расположения шаровой опоры, так как её смазка должна разогреться. Но если спустя некоторое время шум так и не исчезает — едем на диагностику.
Как заменить шаровую опору в автомобиле?
Давать общие советы по ремонту столь же бессмысленно, как и вычислять «среднюю температуру по больнице». Если вы имеете элементарные ремонтные навыки, стоит изучить конструкцию подвески именно вашего автомобиля на предмет лёгкости доступа, количества и конструктивных особенностей шаровых опор, а они могут быть интегрированы в рычаг и т.п.
На ВАЗовских моделях шаровые опоры меняются буквально в походных условиях, а на многих кроссоверах с многорычажными подвесками доступ к шарниру и его замена могут потребовать условий СТО. Состояние подвески и колес автомобиля напрямую влияет на безопасность, поэтому принцип «хороший стук наружу выйдет» абсолютно не применим.
Здоровья вам и вашему автомобилю! Удачи на дорогах!
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.