Замена термостата, помпы и масляного радиатора
29 июля 2014, Светлана Парфенова
Двигатель внутреннего сгорания во время работы подвергается воздействию очень высоких температур, поэтому без отвода излишнего тепла его функционирование невозможно. Система охлаждения ДВС традиционно включает в себя помпу (водяной насос), радиатор, расширительный бачок, термостат и электровентилятор.
Термостат (от греч. thermos — теплый и statos — неподвижный, стоящий) служит для поддержания оптимального теплового баланса двигателя. Когда термостат закрыт, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу (внутри блока двигателя). Когда термостат открывается, часть или весь поток охлаждающей жидкости направляется в радиатор - для более интенсивного охлаждения. Помпа (водяной насос) служит для обеспечения бесперебойной циркуляции охлаждающей жидкости. Водяная помпа перемещает охлаждающую жидкость в двигателе благодаря крыльчатке, которая вращается, и выступает таким образом в роли своеобразного насоса.
Помпа перекачивает охлаждающую жидкость (далее - ОЖ) из основания радиатора в каналы охлаждения мотора. Далее ОЖ достигает термостата, который изначально закрыт. ОЖ проходит через радиатор отопителя и возвращается через блок цилиндров к помпе. Двигатель охлаждается, а ОЖ нагревается. Термостат начинает открываться в момент, когда температура ОЖ достигает определенного значения (как правило, 80 – 90 градусов цельсия). При этом ОЖ попадает в радиатор и, проходя через него, охлаждается встречным потоком воздуха. Остывшая охлаждающая жидкость снова поступает в двигатель. В случае необходимости включается электровентилятор. Во время прогрева ОЖ жидкость расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок.
Масляный радиатор устанавливается перед радиатором системы охлаждения двигателя. Когда мощность двигателя увеличивается незначительно, штатная система охлаждения, как правило, справляется с этой проблемой, что выражается лишь в более частых включениях вентилятора. Если речь идет о мощных моторах, вместе с желанными лошадиными силами неизбежно идут дополнительные потери, которые проявляются в виде избыточного тепла. Большую часть этой тепловой нагрузки принимает на себя кривошипно-шатунный механизм (КШМ). Для его эффективного охлаждения уже не достаточно основной охлаждающей системы, даже если применять радиаторы с увеличенной теплоотдачей. Возникает необходимость снижения температуры моторного масла, которое находится в непосредственном контакте с элементами КШМ. Перегретое масло теряет свои физические и химические свойства, быстрее «стареет», больше расходуется и т.д. Все это приводит к снижению ресурса двигателя. В автомобильных двигателях, как правило, применяются две схемы охлаждения моторного масла: теплообменник (масло охлаждается антифризом основной системы охлаждения) и радиатор (масло охлаждается набегающим потоком воздуха). Как показывает практика, вторая схема охлаждения наиболее эффективна.
Неисправностей системы охлаждения не так много, и определить, что что-то не так, достаточно просто. Если показания датчика температуры двигателя отличаются от нормальных в большую сторону, то автомобиль лучше не эксплуатировать и обратиться в сервис.
Основные причины неисправности системы охлаждения двигателя:
- отсутствие охлаждающей жидкости вследствие утечки через пробитый радиатор или поврежденные патрубки;
- неисправность термостата,
- неисправность вентилятора,
- неисправность помпы.
При неисправном термостате может наблюдаться длительный выход на рабочий температурный режим (даже в летнее время) или повышенная температура и перегрев двигателя. Лучше всего заменить термостат в сборе. Если появилась течь в патрубках или радиаторе, наиболее правильным решением будет полная замена радиатора и патрубков, а не их ремонт.
Если неисправен вентилятор (не включается), нужно проверить работу датчика включения вентилятора, либо мог сгореть сам электровентилятор. При неисправности помпы обычно основная проблема - это износ подшипника, вследствие чего и возникает течь охлаждающей жидкости. Если помпа электрическая, то причиной поломки может быть сгорание обмотки мотора.
В сервис обратился владелец BMW 330 E92 с жалобой на перегрев двигателя. Специалисты из сервиса "Delta1 Motors" поделились с нами опытом по диагностике состояния системы охлаждения ДВС и замене термостата, помпы и масляного радиатора. Для наглядности наше описание снабжено детальными фотографиями.
Первичная диагностика автомобиля и считывание ошибок с ЭБУ показали, что заклинил термостат и сломалась электропомпа. А визуальный осмотр выявил, что к тому же течет масляный радиатор. Требовалась замена этих деталей.
Внимание!
На BMW 330 E92 поломка системы охлаждения ДВС - очень распространенная проблема. Чаще всего электро-помпа выходит из строя из-за несвоевременной замены охлаждающей жидкости (антифриза).
Для выполнения работ требуется набор инструментов и приспособлений:
- домкрат,
- подставки под автомобиль для безопасности,
- вороток,
- различные гаечные ключи,
- отвертки,
- аэрозоль WD-40,
- фонарь.
Внимание! Давление в системе охлаждения ДВС выше атмосферного, поэтому при замене компонентов следует соблюдать осторожность.
Следует помнить, что работу можно начинать только когда двигатель полностью охладится.
Считывание ошибок с ЭБУ BMW 330 E92 показало, что термостат и помпа подлежат замене.
Визуальный осмотр автомобиля выявил, что масляный радиатор течет.
Эту деталь также предстоит заменить.
Снимаем передний бампер, для этого извлекаем пистоны крепления бампера.
Для того, чтобы снять бампер, поднимаем машину домкратом. С двух сторон.
Снимаем клипсы бампера от подкрылка.
И бампер легко снимается.
Чтобы добраться до помпы и термостата, нам необходимо снять электровентилятор и защиту днища.
Электровентилятор снят.
Теперь снимаем защиту двигателя.
Внимание! Прежде, чем снимать помпу, слейте охлаждающую жидкость (антифриз).
Снимаем патрубки помпы, откручиваем помпу от двигателя (три болта под торцевую головку на 10).
И вытаскиваем помпу вместе с термостатом.
Откручиваем термостат от помпы (два болта на 10).
Внимание! Не забудьте отсоединить электрический разъем помпы.
Помпа снята.
Так выглядят старые помпа и термостат.
Новая помпа и новый термостат, которые предстоит установить.
Прикручиваем к новой помпе новый термостат, и ставим помпу на место. Прикручиваем болты помпы, одеваем на место все патрубки.
Внимание! Не забудьте присоединить электрический разъем помпы.
Ставим на место электровентилятор. Заливаем новый антифриз.
Внимание!
Залейте новую охлаждающую жидкость пока передняя часть машины поднята при помощи домкрата.
В таком положении автомобиля, при заливании жидкости, из системы охлаждения будет выходить воздух, что предотвратит образование воздушных пробок.
Внимание! Прежде, чем снимать масляный радиатор, слейте масло из двигателя.
Чтобы добраться до масляного радиатора, снимаем передний правый подкрылок.
Подкрылок снят.
Как мы видим, масляный радиатор течет.
Специалисты сервиса "Delta1 Motors" предложили владельцу автомобиля заменить его на универсальный тюнинговый масляный радиатор, так как это улучшит охлаждение масла за счет большего размера радиатора и сэкономит деньги владельцу автомобиля, так как оригинальный стоит в три раза дороже. К тому же, новый радиатор без проблем встает в штатное место.
Отсоединяем шланги от масляного радиатора.
Снимаем старый масляный радиатор, откручиваем три болта на 10 (от лонжерона).
Внимание! Прежде, чем снимать масляный радиатор, слейте масло из двигателя.
Так выглядит старый радиатор.
Новый масляный радиатор, который предстоит установить.
Устанавливаем новый масляный радиатор.
Крепим штатный кронштейн к лонжерону, а сам радиатор - двумя болтами к штатному кронштейну.
Берем универсальный маслобензостойкий армированный шланг и два фитинга AN10, и подключаем масляный радиатор к штатной магистрали.
Внимание! Чтобы шланги ни обо что не задевали, притягиваем их друг другу хомутом и стяжкой.
И закрепляем.
Ставим передний бампер на место.
Устанавливаем подкрылок на место.
Ставим на место защиту днища.
Меняем масляный фильтр и заливаем новое масло.
Все готово!
Запускаем двигатель.
Убедитесь, что нет протечек.
Прогреваем двигатель до включения вентилятора, и еще раз все проверяем.
Уровень охлаждающей жидкости и масла необходимо проверить также на остывшем двигателе, и долить в случае необходимости.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.