21 декабря 2024,
20:12
Москва

Температурой повелевающие

21 января 2020, Денис БОРОВИЦКИЙ

Постоянный рост «литровой» мощности моторов требует от инженеров создания более эффективных радиаторов системы охлаждения ДВС, которые бы обеспечивали поддержание требуемой температуры охлаждающей жидкости и, соответственно, двигателя, даже в жестких условиях его работы.

радиаторы

Размер и значение

Самый простой путь повышения эффективности радиаторов систем охлаждения — это увеличить их размеры и, соответственно, площадь теплоотдачи. При этом не нужно вносить каких-либо заметных изменений в устоявшуюся годами конструкцию агрегатов. Ну, разве что поработать над улучшением показателей их жесткости. Увы, но простой путь сегодня практически полностью исчерпал свои резервы из-за постоянного уменьшения места, которое отводят под размещение радиаторов конструкторы автомобилей. Даже в тяжелых грузовиках ширина радиатора ограничена габаритом передней траверсы рамы. Разумеется, конструкторы идут на ухищрения и применяют остов грузовых машин «бутылочной» формы, максимально расширяя переднюю часть рамы.

радиатор автомобиля

Но и здесь резервы не безграничны. А если пойти не вширь, а вверх? Увы, но делать радиаторы более высокими не позволяют габариты кабин. В легковом сегменте все еще сложнее. При проектировании подкапотного пространства для радиаторов часто остается и вовсе минимальный объем! Вписать в него увеличенных габаритов агрегат просто не представляется возможным. Кроме того, с каждым новым поколением машин ужесточаются и требования к массе радиаторов. Они должны быть легче, чем предшественники. Следовательно, конструкторы вынуждены не только искать пути, как повысить эффективность съема тепловой энергии и ее рассеивания в атмосфере, но также работать над тем, как максимально облегчить конструкцию радиатора без вреда для таких важных параметров, как прочность и надежность. А еще есть и такой ключевой фактор, как стоимость изделия.

Конструкторские ухищрения

Поставленная перед инженерами задача была решена комплексно — изменением конструкции радиаторов, использованием современных технологий их сборки и применением более легких и дешевых материалов — алюминиевых сплавов и композитов. Увы, но у каждой медали есть две стороны. Забегая вперед, скажем, что отказ от меди и технологии пайки создал существенные трудности ремонта агрегатов, которые частично были преодолены посредством современных способов сварки и плазменного напыления материалов, а также прочных клеевых составов. Об этом более подробно поговорим ниже. Сейчас же вернемся к конструкции современных радиаторов.

Начнем с того, что в массовом производстве традиционная технология пайки радиаторов, при которой собранный на специальном кондукторе агрегат отправлялся в печь для плавления ранее нанесенного на определенные области конструкционных элементов припоя, уступил место более современному и высокотехнологичному процессу «холодной» сборки. Его суть заключается в том, что конструктивные элементы радиатора в определенном порядке укладываются на специальном сборочном столе-кондукторе. Трубки фиксируются прохождением сквозь них специального дорна, который несколько увеличивает их диаметр/габариты, а монтаж бачков выполняется их завальцовыванием на специальных станках. За герметичность соединений отвечают уплотнения из особого сорта резины, которые устанавливаются в определенных местах — на стыках. Как видим — никаких сложных, энергоемких нагревов в печах и никаких припоев.

Отличительные особенности

Между собой сборные радиаторы отличаются рядом конструктивных элементов. В частности, сечением трубок, которые могут быть круглыми, овальными или сложной геометрической формы, например в виде восьмерки, которая не смыкается в центральной части. Форма трубок сильно влияет на то, каким образом поток воздуха обтекает их поверхность и, соответственно, снимает тепловую энергию. В стремлении еще больше улучшить теплоотдачу радиаторов при сохранении их габаритов инженеры также экспериментируют с расположением трубок в блоке — например, монтируют их в шахматном порядке. При такой схеме на одной площади (в одном блоке) удается разместить больше трубок, по которым циркулирует рабочее тело, а обтекающий их воздух движется по более сложной траектории, что также способствует улучшению показателей съема тепловой энергии. Улучшению теплоотдачи способствуют и завихрители — специальные конструктивные элементы, которые вставляются внутрь трубок для закручивания потока охлаждающей жидкости. Правда, они повышают гидравлическое сопротивление, что также должно учитываться при расчете системы охлаждения.

Прогресс не стоит на месте, и подстегиваемые необходимостью создания еще более компактных радиаторов инженеры создали так называемые блочно-комбинированные агрегаты, в которых совмещены сразу несколько секций: относящаяся к собственно системе охлаждения двигателя, отвечающая за охлаждение воздуха, поступающего в цилиндры двигателя (для моделей с моторами, оснащенными турбонаддувом) и обеспечивающая охлаждение масла системы смазки мотора и трансмиссии. Моноблоки отличаются фантастической компактностью и непомерно высокой стоимостью. В случае аварии повреждение такого агрегата грозит владельцу машины большими издержками на ремонт. Да и ремонтировать блочную конструкцию, случись ее незначительное повреждение, возьмутся далеко не все специализированные мастерские. Иными словами, за прогресс приходится расплачиваться по полной… из кошельков покупателей машин. Раз уж мы заговорили о ремонте радиаторов, то рассмотрим эту тему более подробно.

ремонт радиаторов

Ремонт радиаторов

Сегодня на рынке сервисных услуг достаточно много предложений от различных компаний по ремонту радиаторов систем охлаждения легковых машин, грузовиков и специальной техники. Они же выполняют ремонт и иных радиаторов, например печки, кондиционера или масляного радиатора двигателя/трансмиссии и т. д. Большинство мастерских принимает в работу демонтированные агрегаты, то есть производит ремонт в стационарных условиях. В условиях мастерских проще использовать весь арсенал оборудования: полуавтомат для сварки в среде защитного газа (аргона), горелки, паяльники, установку плазменного напыления материалов, пневматический компрессор или вакуумный насос, ванную для проверки герметичности отремонтированных радиаторов и т. д.

В условиях мастерских, при наличии специальной оснастки и необходимых материалов, при необходимости могут быть изготовлены также и отдельные конструктивные элементы радиаторов, что облегчает и удешевляет ремонт агрегатов. Небольшая часть компаний имеет возможность выполнить ремонт радиаторов с выездом на место проведения работ. Такую услугу заказывают обычно владельцы специальной техники, которая работает в карьерах или на иных, удаленных от цивилизации объектах. Для этого у мастеров имеются мобильные технички, созданные на базе легковых автомобилей повышенной проходимости (как правило, пикапов), а также на шасси малотоннажных грузовиков (по большей части с цельнометаллическими фургонами). В них они перевозят электрогенератор и необходимый инструмент, приспособления, оборудование.

ремонт радиаторов

Целесообразность ремонта

Стоит ли затевать ремонт радиаторов и оплачивать услуги специализированных компаний? Традиционно все решает экономика. Раньше ремонт радиаторов, которые были изготовлены преимущественно из медных (!) сплавов, не вызывал никаких вопросов. На крупных автопредприятиях даже были специализированные участки — «медницкие», где выполнялся весь спектр работ по восстановлению радиаторов с заменой поврежденных элементов и опрессовкой. Ныне практически все производители, за редким исключением, изготавливают радиаторы из алюминиевых сплавов, и традиционные методы ремонта, которые были за годы отшлифованы и отработаны по отношению к медным агрегатам, к ним неприменимы. Да и производители радиаторов не комментируют сам факт возможности ремонта их продукции.

Теперь о том, сколько стоит ремонт. Начнем с того, что диагностика и мойка радиатора в большинстве случаев есть услуги, предоставляемые бесплатно. Если радиатор поврежден коррозией и его изготовленные из алюминия конструктивные элементы в буквальном смысле слова рассыпаются трухой из-за воздействия на них солей, входящих в состав противогололедных реагентов, то в ремонте агрегата вам могут просто отказать. Латать сгнивший радиатор — бессмысленно! Да и про гарантию на выполненные работы в этом случае можно забыть. Другое дело, если повреждение имеет механический характер (например, камнем повреждена одна из трубок), а сам агрегат относительно «свежий». Здесь, действительно, имеет смысл рискнуть и оплатить латание пробоины.

А вот что делать, если радиатор потек вследствие воздействия на него сильной вибрации? То есть его конструкция банально потеряла жесткость, и он дал течь. Высокие знакопеременные нагрузки преследуют агрегаты, установленные в основном на грузовиках. Помимо плохих дорог свою лепту вносят и мощные дизели, которые по отношению к бензиновым и газовым моторам работают достаточно жестко. Отметим также не всегда удачное крепление радиаторов, которое не обеспечивает гашение вибраций. Так вот, в случаях, когда радиатор потек именно из-за того, что вибрации расшатали его конструкцию, стоит хорошо подумать — будет ли ремонт иметь эффект. Сегодня течь возникла в одном месте, а завтра радиатор потечет в другом.

радиатор

Стоимость и гарантия

Теперь что касается собственно стоимости работ. Например, если рассматривать ремонт радиаторов тяжелых грузовых автомобилей, то устранить течь по трубкам, которые входят в бачки (несколько трубок / небольшая площадь течи), обойдется примерно в 3 000 рублей (течь одного участка), а если потребуется произвести замену крышки бачка, то придется выложить около 8 000 рублей. Цены на ремонт легковых радиаторов отличаются несильно от приведенных выше. Если речь идет о течи по трубкам (сопряжение с бачками), то ориентируемся на 2,5–3 тысячи рублей, а замена крышки потянет на 4–6 тысяч рублей. При этом мы не учитываем в расходах стоимость демонтажа/монтажа радиатора и его доставку в мастерскую. А это выльется в приличные деньги, особенно если речь идет о современных легковых автомобилях, у которых под капотом настолько плотная компоновка, что для доступа к радиатору необходимо разобрать весь передок машины.

Перейдем к такой важной теме, как гарантия на выполненный ремонт. Как показывает анализ рынка услуг, срок гарантии колеблется в пределах от трех до шести месяцев. Данного времени более чем достаточно, чтобы опробовать радиатор в работе с разными тепловыми нагрузками и, соответственно, «погонять» его под разным давлением. При этом если повторная протечка возникнет в гарантийный период, то расслабляться не стоит. Придется как минимум доказывать, что разгерметизация произошла не по вине сильных вибрационных нагрузок, которые, как мы уже говорили выше, характерны для ряда грузовиков, и не вызвана ошибками монтажа агрегата. Ремонтники не заинтересованы тратить свое время и расходовать силы бесплатно, повторно устраняя возникшие неисправности! Кроме того, каждая мастерская стремится обезопасить себя составленным в свою пользу договором о предоставлении услуг. Изучите сопроводительные бумаги до того, как передадите в работу радиатор и уплатите в кассу деньги. И, разумеется, остается только надеяться, что агрегат не потечет вскоре после окончания гарантийного срока.

Для тех, кто интересуется выбором насадок для полировальной машинки будет интересна статья от наших экспертов "Обзор насадок для полировки кузова автомобиля".

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи