Как открыть малярно-кузовной цех
2 августа 2013, Алексей СОБОЛЕВСКИЙ
Стартап малярно-кузовных цехов различного формата кардинально отличается.
Например, запуск малярно-кузовного цеха дилерского формата и крупного независимого предприятия.
Основное отличие – в наличии клиентов на кузовной ремонт, шансы загрузить их автомобилями ремонтный цех у дилера на этапе открытия гораздо выше, чем у независимого малярно-кузовного цеха.
Как правило, в формате дилерского центра сначала начинают работать шоу-рум и цех технического обслуживания и текущего ремонта, а уж потом, когда продажи страховок (читайте: новых автомобилей) возрастут до того уровня, когда ремонт автомобилей по направлениям страховых компаний будет экономически целесообразнее в собственном малярно-кузовном цехе, чем при передаче аутсорсеру, открывается цех кузовного ремонта.
Как происходит открытие крупного независимого малярно-кузовного цеха?
Обычно оно происходит по следующему сценарию:
У собственника бизнеса (часто не имеющего отношения к автомобилям, а уж тем более к кузовному ремонту) появляются свободные деньги, которые он хочет инвестировать в проект. Он отстраивает либо снимает в аренду помещение, закупает оборудование (необходимость того или иного оборудования проверяется временем, но на начальном этапе определяется поставщиком и сторонними экспертами). А затем нанимает управляющего цехов. Всё! Есть цех, руководитель, теперь нужно искать клиентов.
Думаю, многим знакома такая ситуация. И это, заметьте, еще позитивный сценарий. К сожалению, слишком часто малярно-кузовные цеха открываются у нас по сотне разных причин, среди которых нет основной – зарабатывать деньги.
Если же рассмотреть основные, действительно коммерческие предпосылки открытия цеха, то получим следующий список:
- Открытие цеха для соответствия дилерским стандартам автопроизводителя (возможность заработка на продажах автомобилей).
- Открытие цеха, принадлежащего компании – региональному поставщику запчастей (дополнительный канал продажи запчастей через оказание услуг по кузовному ремонту).
- Открытие цеха, принадлежащего страховой компании (возможность восстанавливать и продавать списанные тотальные автомобили).
- Открытие цеха, принадлежащего поставщику автосервисного оборудования и материалов для кузовного ремонта (дополнительный канал продаж материалов, а также действующая шоу-рум для демонстрации продаваемого компанией оборудования).
- Открытие малярно-кузовного цеха, принадлежащего производителю/импортеру автомобилей (возможность предпродажной подготовки новых автомобилей, устранение транспортных повреждений и царапин).
- И, наконец, исключительно коммерческие предпосылки – открытие малярно-кузовного цеха для удовлетворения спроса на кузовной ремонт с использованием споттера для кузовного ремонта и окраску в своем регионе.
В любом случае, чтобы предприятие заработало, нужен начальный импульс в виде лояльных клиентов, готовых простить цеху «ошибки молодости».
Схематично жизненный цикл цеха выглядит следующим образом:
Поэтому на этапе старта основной целью является не лавинообразный рост количества ремонтируемых автомобилей, а максимально точная отработка всех технологических и организационных процессы, чтобы быть готовым к росту загрузки.
У любого малярно-кузовного цеха есть две беды: недостаточное количество клиентов и их переизбыток. Успешные в настоящее время предприятия на этапе старта не зацикливались на бездумном привлечении клиентов, а совершенствовали свои бизнес-процессы, чтобы переизбыток клиентов не привел в конце концов к их потере. Для завоевания сердца требуется большой труд, а потерять клиента проще простого: заставьте его подождать в очереди, внезапно задержите выдачу автомобиля на месяц — всё готово, клиент потерян!
Для того чтобы качественно стартовать, успешные независимые малярно-кузовные цехи проводят следующие подготовительные мероприятия еще до официального открытия техцентра:
- Сбор (хотя бы поверхностный) информации о рынке в регионе расположения будущего цеха.
- Определение потенциала рынка, то есть ответ на вопрос: сколько предположительно нормо-часов «уходит» в соседние регионы и сколько можно забрать у конкурентов. Конечно, этот метод не поможет на 100 % спрогнозировать потенциальный спрос на услуги по кузовному ремонту (потенциальные конкуренты также развиваются, а количество клиентов не является статичной величиной), однако таким образом с вероятностью до 70 % можно оценить перспективность открытия малярно-кузовного цеха в конкретном регионе.
- Сегментирование клиентов. Согласитесь, есть разные группы клиентов (их можно различать по маркам и моделям автомобилей, возрасту машин, полу, социальной группе и предпочтениям). Понять, что же нужно каждой из групп клиентов, – значит выбрать ту целевую группу, на которую стоит ориентироваться в дальнейшем в развитии бизнеса. На основе сегментирования клиентов строится ценообразование, применяются соответствующие методы привлечения, а часто выбор целевого сегмента рынка определяет формат развития будущего малярно-кузовного цеха.
- Создание проекта будущего цеха. Выбрав целевую группу и определив потенциальный спрос на услуги по кузовному ремонту и окраске в регионе, можно перейти к следующему этапу – созданию проекта будущего цеха. Размер цеха напрямую зависит от трех факторов:
- ожидаемый спрос,
- объем необходимых инвестиций,
- возможные ограничения по площадям.
Те, для кого основным фактором являются ограничения по площадям (как правило, это малярно-кузовные цехи, расположенные в арендованных помещениях), рассчитывают максимальную мощность будущего цеха, исходя из существующих площадей; сравнивают мощность с потенциальным спросом; определяют «запас прочности» и перспективы дальнейшего развития (в случае если прогнозируемый спрос существенно превышает предложение на рынке региона).
Те же, у кого таких ограничений нет, ориентируются в первую очередь на потенциальный спрос и объем инвестиций в проект. Как правило, разработку проекта доверяют профессионалам. Это могут быть специализированные агентства либо отделы компаний-поставщиков автосервисного оборудования и материалов. Вместе с проектом также может быть разработан бизнес-план будущего МКЦ, позволяющий определить значения плановых, ключевых, экономических и организационных показателей, определить сроки окупаемости проекта, а также оценить риски при инвестировании. Бизнес-план является также необходимым документом при получении кредита на открытие бизнеса.
Итак, все сомнения отброшены, финансирование определено, оборудование заказано. Что же дальше?
Уже на этапе строительства, ремонта помещений и оснащения оборудованием необходимо начать реализацию стратегии по привлечению клиентов. Для малярно-кузовных цехов основными поставщиками загрузки работой являются:
- страховые компании;
- корпоративные автопарки;
- дилерские центры, не имеющие собственных малярно-кузовных цехов либо не справляющиеся с существующей загрузкой;
- частные клиенты.
К страховщикам выходят с предложением о сотрудничестве, привлекая их относительно низкими ценами, продажами страховок, страхованием рисков при кузовном ремонте (разбитые стекла, испорченные кузовные детали).
Корпоративные парки «клюют» на комплексность обслуживания (одновременно с кузовным ремонтом выполняются работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей), оперативность выполнения работ и наличие запаса кузовных деталей под автомобили парка.
Дилерские центры, не имеющие своего цеха, обращают внимание в первую очередь на качество выполняемого ремонта. На ремонтируемые по договору аутсорсинга автомобили запчасти также предоставляются дилерским центром.
И, наконец, самая интересная группа – частные клиенты, владельцы автомобилей.
Привлечение частных клиентов рекомендуется начать с информационного события. Это может быть, например, торжественное открытие цеха с предварительным оповещением целевой группы автовладельцев в регионе. Плюс – постоянное информирование клиентов о том, что вы работаете, с помощью различных акций, информирование о новых услугах, снижении/повышении цен и так далее.
Когда клиент приехал по направлению от страховой компании или для ремонта служебного автомобиля, у него должно сформироваться максимально позитивное и благоприятное впечатление от посещения малярно-кузовного цеха. Ведь, согласитесь, основная задача любого автосервиса – сделать жизнь клиента более комфортной.
В силу того, что кузовной ремонт — это, как правило, стресс для владельца автомобиля (ДТП, потеря товарного вида, судебные тяжбы), персонал малярно-кузовного цеха должен проявить повышенное внимание к клиентам и создать для них максимально уютную и доброжелательную атмосферу при общении. В любом случае, действия страховых полисов и гарантийных обязательств автопроизводителя рано или поздно заканчиваются, а люди остаются. Даже если сейчас у человека нет собственного автомобиля, он порекомендует своим друзьям и родственникам обратиться в тот малярно-кузовной цех, который ему наиболее понравился, который он выбрал сердцем при визите, например, по служебной необходимости.
Не меньшее значение в привлечении частных клиентов имеет контакт после выполнения ремонта. Напоминайте о себе при каждом удобном случае, поздравляйте клиента с памятными датами, информируйте его о новинках, ценовых акциях, программах лояльности и новых услугах. Так можно вернуть до 50 % клиентов, которые считаются потерянными.
На этапе старта особое внимание следует обращать на качество ремонта. Так как коллектив МКЦ находится на стадии формирования, возможны проблемы с качеством выполненных работ. В этот период крайне важно обеспечить исключительно высокое качество ремонта, иначе все титанические усилия по открытию малярно-кузовного цеха закончатся крахом, если пойдет молва о том, что в цехе ремонтируют некачественно.
Подведем итог. Что же необходимо для успешного старта малярно-кузовного цеха?
- Верный выбор целевой группы клиентов.
- Эффективная ценовая политика.
- Взвешенная оценка перспектив развития малярно-кузовного цеха.
- Первичное привлечение клиентов способами, подходящими для каждой группы.
- Поддержание постоянного контакта с клиентами после окончания ремонта.
- Постоянное развитие и изменение бизнеса: акции, новые услуги, все, что может вызвать интерес у клиентов.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.