Тонкости осмотра
5 сентября 2013, Татьяна Акимова
Официальные дилеры рассматривают услуги техосмотра, как дополнительный способ заработка, как возможность предложить клиентам наиболее полный пакет услуг по сервисному обслуживанию. Компания «РОЛЬФ» одной из первых официальных дилеров включила техосмотр в перечень своих услуг. Александр Алиферов, руководитель слесарного цеха сервиса Ford-Mazda, расположенного в «РОЛЬФ-Химки», рассказал о том, как работает техосмотр на его станции.
По уровню оснащенности и клиентскому трафику «РОЛЬФ-Химки» — один из крупнейших автоцентров в России, где ежедневно обслуживаются до 250 автомобилей различных брендов. Именно здесь с 1 апреля текущего года стал работать пилотный проект по оказанию услуг техосмотра. За два месяца сервис выполнил более 700 техосмотров и это притом, что внешняя запись на эту услугу была ограничена.
— На старте проекта мы сделали осторожный прогноз, предусмотрели для техосмотра внешнюю запись, но мы не могли предположить, что спрос на услугу будет такой большой, — рассказывает Александр Алиферов. В апреле мы работали в авральном режиме. С 1 мая внешняя запись почти закрыта, сейчас мы принимаем по ней не более двух автомобилей, при этом очередь из таких клиентов растянулась уже до конца июля. «РОЛЬФ-Химки» для получения аккредитации как станция техосмотра была заявлена многопостовая линия, а также четыре технических эксперта, которых мы назначили из числа специалистов автоцентра. Техосмотр очень тяжело вписался в наши сервисные процессы, локально нам пришлось объединить мощности в одну техническую линию. На старте было очень сложно, и мне как руководителю, в буквальном смысле приходилось жить на сервисе. Днем мы осматривали по 25-30 автомобилей, а ночью готовили документы для подачи в федеральную базу. На документооборот и до сих пор уходит половина времени, отведенного для проведения самого техосмотра. При этом по закону, документооборот необходимо вести не только в электронном виде, но и хранить в течение не менее трех лет копии всех документов, которые получает на руки клиент.
Для организации линии техосмотра в цеху сервиса освободили территорию, где раньше была мойка и уборка. Оборудование, наличие которого обязательно для получения аккредитации, дилер закупил у компании «МЕТА». Именно этот производитель, как рассказал Александр, предлагает системы и устройства, удовлетворяющие нормам российского законодательства. Кроме того, программное обеспечение «МЕТА» позволяет формировать удобную в использовании диагностическую карту и оперативно отправлять данные о техосмотрах в федеральную базу. Такое оборудование, как прибор для определения светопропускаемости стекол, а также газоанализатор и течеуловитель используется на сервисе чаще всего для техосмотра, а вот подъемник и тормозной стенд, который также был приобретен у «МЕТА», задействованы для диагностики и ремонта в рамках ТО. Линию техосмотра в «РОЛЬФ-Химки» планируется в ближайшее время дооснастить 4-режимным итальянским люфт-детектором и системой видеонаблюдения.
— Другие автоцентры «РОЛЬФ» также будут включать техосмотр в перечень услуг технического сервиса, — уточняет Александр. По нашим подсчетам, средства, полученные на техосмотрах за два месяца, почти полностью покрыли затраты на оборудование линию. Говорить о том, чтобы получать на техосмотре большую, пока рано. Сейчас цена на ГТО установлена законодательством и составляет 680 рублей. С точки зрения себестоимости нормо-часа и трудозатрат, которые отводятся на один автомобиль, начиная с его приема и оформления документов, эта услуга идет нам в прямые убытки, мы не в состоянии заработать на ней тех денег, которые по прочих равных могли бы заработать на сервисных услугах.
По словам Александра, запуская на сервисе «РОЛЬФ-Химки» услугу техосмотра, компания стремилась донести до автовладельцев мысль о том, что теперь эту процедуру можно пройти без лишний денежных и временных затрат.
— ГТО может быть интересным для официального дилера, в первую очередь, с точки зрения привлечения клиентов и увеличения сопутствующих продаж. Например, за два месяца 8 из каждых 10 автовладельцев, которые проходили у нас техосмотр, приобрели у нас же и страховые полиса. И это является признаком элитарного сервиса, где клиент может и пройти ТО, и техосмотр, получит талон и купить страховку. Посудите сами: техническом сервисе нашей станции за 680 рублей по 43 позициям автомобиль проверяют высококлассные специалисты. Вот почему, за техосмотром лучше ехать к официальному дилеру: здесь «за копейки» можно получить результаты профессиональной диагностики и сразу же обратиться в сервис за услугами по ремонту.
Если учесть, что на техосмотр в «РОЛЬФ-Химки» приезжают в основном автомобили, которые уже побывали на ТО, то сама процедура осмотра сокращается до минимального времени. Эксперт сверяется с заказ-нарядом и смотрит, какие работы с машиной уже выполнены в рамках техобслуживания. От этого будет зависеть, какой объем проверок необходимо сделать эксперт по техосмотру. ТО на станции «РОЛЬФ» включает в себя 90% работ по техосмотру, что дает возможность максимально упросить, ускорить услугу техосмотра и сделать ее рентабельной для дилера. Формально, постоянные клиенты «РОЛЬФ-Химки» как раз и пользуются такой упрощенной схемой: часть работ по ТО учитывается автоматически при проведении техосмотра.
Для того чтобы техосмотр стал серьезным инструментом для бизнеса, необходимо совершенствовать законодательную базу. В этой связи благоприятными для дилеров изменениями были бы приравнивание проверки в рамках ТО к проверкам, предусмотренным техосмотром. Важен и другой момент: возможность отказывать в услуге техосмотра по брендовому признаку.
— Сейчас многие дилеры не работают как операторы техосмотра, потому что связаны особыми отношениями с импортерами. Проще говоря, они не могут принимать на сервис автомобили других брендов, — объясняет Александр. В случае принятия таких поправок, думаю, что мы сможем открыть внешнюю очередь. Пока же в нашем случае мы не заинтересованы в том, чтобы проводить техосмотр автомобилей брендов, не входящих в наш портфель, так как они не приобретают у нас другие сервисные услуги, и техосмотр в этом случае идет нам в убыток.
В законе о техосмотре много пока еще много нестыковок. Сейчас техосмотр организуется по Европротоколу, число проверок сократилось с 250 до 45 позиций. Казалось бы, это только к лучшему. Но с другой стороны, если раньше техосмотр строился на базе ПДД, а именно, на основе требований по безопасности транспортных средств, то сейчас эта процедура в большей степени интересна страховщикам, как инструмент продажи страховых полисов. Вопрос о том, чтобы полностью отменить техосмотр, в условиях нашей действительности ставить не стоит. Отменять техосмотр нельзя, ведь он как «фильтр», который задерживает технически неисправные и опасные для жизни водителя, других автомобилистов и пешеходов машины. Но до сих пор, огромная масса автомобилей идет в обход этого «фильтра». И если вести разговор, в первую очередь, о том, чтобы сделать автомобили безопасными, а значит, и улучить ситуацию с аварийностью на наших дорогах, то автомобильный бизнес должен стоять на принципиальной позиции, быть законопослушным и попросту не обращать внимания на те лазейки, которые возникают из-за недоработок в законе.
Автоцентр «Спецавтоцентр» входит в структуру главного производственно-коммерческого управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России. Принадлежность к государственным структурам, а также избранный круг клиентов, куда входят государственные предприятия, банки, иностранные граждане – представители дипмиссий, обязывает «Спецавтоцентр» строго следить за соблюдением качества услуг и предлагать клиентам выгодные условия для сервисного обслуживания. «Спецавтоцентр», расположенный на улице Киевской, имеет слесарный цех площадью 800 м2, где установлены восемь подъемников, а также кузовной цех на 1000 м2 с покрасочной камерой и зоной подготовки, есть также мойка площадью 150 м2.
«Бизнес-процессы на нашей станции основываются на нескольких аспектах, один из которых — принадлежность к ГлавУпДК, а также клиентоориентированность, что и объясняет нашу активную работу по привлечению клиентов и расширению спектра предоставляемых услуг», — рассказывает Дмитрий Цикалин, заместитель директора ГлавУпДК при МИД России «Спецавтоцентр».
«Оператором техосмотра наш автоцентр стал в конце января 2012 года. И хотя техосмотр — это новая для нас услуга, сервис имел и ранее все необходимое оборудование для проведения технического осмотра автомобиля. Так, например, в ремзоне у нас работал стенд для диагностики тормозной системы и подвески автомобиля марки Hoffman. А потому, когда стало известно о технических требованиях, предъявляемых к авторизированным станциям техосмотра, мы поняли, что имеет почти все необходимо для получения такой аккредитации в РСА. В кратчайшие сроки мы собрали все необходимые документы, докупили оборудование — газоанализатор, устройство для измерения светопропускаемости стекол автомобиля, прибор для проверки светового потока фар, — отвели в слесарном цеху отдельное место и выделили штат экспертов для проведения работ по техосмотру. Внедряя техосмотр в список своих услуг, мы заботились, в первую очередь, о наших клиентах. Теперь они имеют возможность не только пройти в «Спецавтоцентре» полную проверку по всем пунктам, предусмотренным требованиями техосмотра, но и тут же исправить все обнаруженные неполадки. Услуга техосмотра стоит 720 рублей для легковых авто, занимает она не более 15-20 минут».
Дмитрий особо подчеркивает, что «Спецавтоцентр» со всей ответственностью отнесся не только к внедрению новой услуги, но и к соблюдению всех стандартов. «Техосмотр мы проводим с учетом требований, предписанных регламентом, то есть наши специалисты реально занимаются осмотром авто, а машине с диагностированными неисправностями талон не выдается». Говоря о передаче права проведения техосмотра в «руки» коммерческих организаций, Дмитрий отмечает высокую ответственность, которая при этом ложится не только на «плечи» независимых сервисов, но и на РСА, как контрольный орган, а также и на автомобилистов, которые, зачастую, и поддерживают спрос на нелегальные услуги. Многие водители по-прежнему не достаточно внимательно относятся к техническому соответствию своих авто установленным правилам и требованиям, а потому им проще купить талон».
«В целом, изменения, которые произошли в сфере техосмотра, я считаю шагом к формированию цивилизованного сервиса, — считает Дмитрий. Если раньше автомобилистам необходимо было тратить много времени на прохождение техосмотра на пунктах ГИБДД, приходилось стоять в очередях и ехать на техстанцию, чтобы устранять выявленные неисправности, то теперь все стало значительно проще и быстрее. В одном месте, на независимой СТО или на дилерской станции, можно не только пройти техосмотр, но и провести ремонт, а также приобрести страховку».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Сергей Дорофеев, председатель комитета по независимой технической экспертизе РСА:
Процесс аккредитации операторов технического осмотра Российским Союзом Автостраховщиков из аврального постепенно переходит в рабочий режим. В настоящее время осмотр проводят небольшое число пунктов, принадлежащих ГИБДД, организации, ранее работавшие по договорам с ГИБДД, и имеющие право продолжать свою работу в переходный период после включения их в реестр, и вновь аккредитованные операторы. Напряженность по процедуре, большой загруженности и вопросам получения бланков талонов в основном снята, поэтому весь процесс проходит гораздо спокойнее. Свою положительную роль сыграли региональные семинары, проведенные в регионах и регулярные встречи, которые по средам проводит РСА с кандидатами в операторы.
На таких встречах снимается большинство вопросов. Хотя, как и в любом рабочем процессе, постоянно приходится проводить дополнительные консультации и разбирать претензии. К сожалению, большинство недоразумений возникает из-за отсутствия у кандидатов в операторы собственных юридических подразделений или юристов.
Постоянные желания по своему трактовать те или иные положения закона и нормативно-правовых актов только затягивают процедуру аккредитации. Много вопросов возникает по полноте комплекта документов, подтверждающих законность прав на земельные участки, здания и сооружения, поскольку право это у многих не оформлено в соответствии с законодательством. Серьезной проблемой является подбор кадров, поскольку требования к техническим гораздо жестче, чем требования к работающим ранее контролерам технического состояния. Достаточно сказать, что технический эксперт должен иметь водительское удостоверение по всем категориям транспортных средств, аккредитацию по которым получает оператор. Вполне естественно, что оператор, стремиться получить аккредитацию по максимально возможному числу категорий, а вот, людей, имеющих в водительских удостоверениях отметки по всем этим категориям, не много. И попытки кандидата в операторы, что данный специалист будет проводить только осмотр одной или двух категорий транспортных средств не принимаются, поскольку противоречат требованиям нормативно-правового акта. Много вопросов по уровню базового образования, особенно специалистов со средним профессиональным образованием.
Пока, как уже было сказано, процесс аккредитации идет более-менее стабильно. Но впереди еще несколько напряженных этапов. Так, например, во многих регионах МВД устанавливало пропускную способность пунктов техосмотра ниже их технических возможностей, а от этого показателя зависит число выдаваемых бланков технического осмотра, а изменить этот показатель можно только пройдя аккредитацию, так что следует прогнозировать периодические всплески желающих пройти аккредитацию из числа организаций, включенных в реестр автоматически. Кроме того, учитывая нашу недобрую традицию все откладывать на последний момент, наверняка будет масса вопросов к окончанию переходного периода. Но, уже можно твердо сказать, что процесс технического осмотра по новым правилам уже идет и получает положительные отзывы автовладельцев во многих регионах.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.