пространство
профессионалов
авторемонта

Важней всего прохлада…

17 августа 2020, Денис БОРОВИЦКИЙ

Важней всего прохлада…

Чистый, прохладный воздух в салоне машины знойным летом это не только комфорт, но и безопасность — водитель не отвлекается от управления транспортным средством, а пассажиры легко переносят даже длительные поездки. Лето не за горами, поэтому сегодня поговорим о диагностике систем кондиционирования, а также о новейшем оборудовании, которое необходимо использовать для их обслуживания.

Климатическая система автомобиля, впрочем, как и любая другая, требует периодического обслуживания, которое заключается не только в перезаправке системы, но и в регулярной чистке, а также замене салонного фильтра. Если игнорировать базовые сервисные операции, то рано или поздно из дефлекторов перестает дуть спасительной прохладой, а салон авто превратится в душегубку. Ездить с закрытыми окнами — некомфортно, а открыть их — наглотаться пыли и надышаться выхлопными газами! В общем, уделяем кондиционеру внимание.

С чего начать? С проверки работоспособности климатической системы! Нажимаем заветную кнопку А/С, из дефлекторов идет холодный воздух, но… в нос бьет неприятный запах. Такое случается при длительной эксплуатации кондиционера или после его зимнего простоя. Генерируют «ароматы» бактерии, колонии которых образуются на испарителе, а способствует этому оседающая на нем грязь и влага — отличная среда для размножения микробов! Амбре устраняется промывкой/ дезинфекцией системы с применением дымовых шашек и/или пенных очистителей с заменой воздушного салонного фильтра. Далее соблюдаем простое правило: перед тем как поставить машину на стоянку, выключаем кондиционер и даем вентилятору пару минут прогнать воздух по системе, высушив тем самым испаритель и лишив бактерии влажной среды, которая необходима им для нормальной жизнедеятельности. Очистку системы кондиционирования лучше проводить дважды в год — перед началом эксплуатации (весной) и осенью.

Теперь перейдем к более сложным случаям. Кондиционер работает (кнопка А/С «горит»), а спасительная прохлада из дефлекторов не идет. Первым делом меняем салонный фильтр, если это не было сделано при очистке/дезинфекции системы. Часто фильтры забиты так, что вентилятор просто не в состоянии прогнать через них воздух! На поверхности фильтровальной шторы скапливается приличный слой грязи — хоть картошку сажай. Кстати, бактериям такая среда хорошо подходит для жизни. На замену лучше приобретать либо оригинальный фильтр, либо его аналог от именитых производителей. Экономия здесь не уместна, так как речь идет о собственном здоровье. Платить за фильтры с антибактериальной пропиткой или «угольные» версии — каждый решает сам. Но, как показывает практика, качественный стандартный фильтр, который ставят на сборочном конвейере, отлично справляется со своими обязанностями.

А если система чистая, фильтр заменен, вентилятор бодро прокачивает воздух, но он не достаточно прохладный? Для начала определяем, насколько именно его температура не отвечает ожиданиям. Если за бортом +40 °С, то ожидать что из дефлекторов задует ледяной свежестью, пожалуй, не стоит. Именно по этой причине в специализированных мастерских для постановки диагноза системе кондиционирования производят замер температуры воздуха на выходе из дефлекторов. Измерения проводят сразу после включения кондиционера в течение 5 минут, наблюдая, как быстро снижается температура.

Если воздух кажется недостаточно охлажденным, открываем капот и находим две трубки-магистрали, по которым циркулирует рабочее тело системы кондиционирования. Одна трубка тонкая — высокого давления, другая толстая — низкого давления. При исправной системе толстая трубка должна быть холодной настолько, что ее трудно держать в руке! Если это не так, с кондиционером что-то не в порядке — едем в специализированный сервис.

Какое оборудование выбрать?

В большинстве случаев отказов «климатики» в системе банально нет хладагента (его недостаточно) и ее необходимо заправить. Но перед этим важно выполнить диагностику контура на предмет его герметичности — убедиться в наличии/отсутствии утечек. Здесь очень важно — какое оборудование будет при этом использоваться. Как показывает практика, вакуумирование, которое производится заправочными станциями прошлых поколений, не всегда дает объективную картину. Современное оборудование выполняет тестирование как созданием в контуре разряжения, так и нагнетанием в него смеси газов азота и водорода. То есть проверка идет как при отрицательном, так и при положительном давлении. Именно современные методики позволяют максимально достоверно определить, герметична система или нет, — соответственно, можно «перезарядить» кондиционер или необходимо провести его ремонт. При подтверждении негативного диагноза нужно локализовать место/места течи. Выполняется это либо при помощи электронного течеискателя, либо посредством введения в систему составов с флуоресцентным компонентом и дальнейшего осмотра контура в специальных в очках. Опытные мастера специализированных центров отлично знают, где чаще всего наблюдается негерметичность контура, и локализация этих мест не занимает у них много времени.

Осмотр и обслуживание радиаторов

Кроме того, профессионалы никогда не ограничиваются только лишь устранением неисправности, которая, что называется, «вылезла наружу». Так, в ходе диагностики непременно будет оценено состояние радиаторов. В современных автомобилях они объединены в блок — интеркулер, радиатор кондиционера, радиатор системы охлаждения двигателя. Если соты окажутся забитыми (это происходит через два-три года эксплуатации), то без промывки не обойтись. Если радиаторы не очистить, то ни о каком эффективном съеме тепловой энергии говорить не приходится. Следовательно, эффективность работы систем кондиционирования и охлаждения двигателя может оказаться недостаточной. В салоне не будет прохладно. Есть риск «вскипятить» мотор.

Промывать радиаторы, поливая их соты водой из садового шланга или «расстреливая» мощной струей мойки высокого давления через окна в бампере, которые могут быть закрыты сеткой, — пустая трата времени. Кроме того, неумелые манипуляции мойкой высокого давления могут привести к смятию сот, что, по сути, приговорит радиатор к замене. Если через него не будет продуваться воздух, то и съема тепловой энергии происходить не будет! Качественно промыть радиаторы, не повредив их соты, можно, частично разобрав блок (разъединив радиаторы) без демонтажа их с автомобиля и используя специальные г-образные насадки. Они позволяют проникать в узкие щели между разобщенными агрегатами и аккуратно промывать их соты с разных сторон. При этом нет необходимости сливать антифриз и откачивать хладагент, что также дает значительную экономию! Однако чаще всего сервисмены предпочитают работать по классической технологии, которая предполагает демонтаж радиаторов с автомобиля со сливом/откачкой рабочих тел — охлаждающей жидкости и хладагента. Демонтированные радиаторы не только проще мыть, но и есть возможность определить их состояние на предмет повреждений (абразивный износ), а также коррозии, которую провоцируют противогололедные реагенты. Кроме того, промывка демонтированных радиаторов исключает попадание воды на электрические приборы, в том числе моторы вентиляторов обдува. Работа по промывке радиаторов не простая и не дешевая. Прайс на услугу для бюджетных машин стартует от 5 000 рублей. А если речь идет об авто премиум класса, то сумма может легко превысить 15 000 рублей.

Клиентам на заметку

При выборе мастерской, мастера которой будут производить обслуживание и/или ремонт климатической системы автомобиля, потребителю важно не только ориентироваться на рекомендации друзей или рекламу, но и оценивать компанию по ее техническому оснащению. Тот, кто вкладывает деньги в бизнес, борется за каждого своего клиента. Сегодня все операции с «климатикой» проводятся заправочными станциями в автоматическом режиме. Следовательно, большое значение имеет то, какое оборудование будет подключено к вашему автомобилю. Обращаем также внимание на то, какого качества хладагенты и масла использует сервисный центр. Материалов низкого качества на рынке, увы, довольно много. А их применение обернется выходом из строя климатической системы. Серьезный сервисный центр работает только с проверенными поставщиками.


"ТЕХА Диагностика" 

Несмотря на неизменность конструкции и принципа действия систем кондиционирования, которые применяются в автомобильной технике, прогресс не стоит на месте. Так, ужесточение экологических стандартов послужило стимулом к разработке новых, более дружелюбных к окружающей среде рабочих тел. В частности, речь идет о газе R-1234yf, который имеет низкий коэффициент воздействия на окружающую среду по отношению к распространенному R-134. Новый тип хладагента сегодня производит ограниченное число компаний. Аналогичная ситуация сложилась и по компрессорам, работающим с R-1234yf. Понятное дело, что данная ситуация устраивала не всех игроков рынка, и это послужило поводом для выхода на сцену альтернативных вариантов. В частности, речь идет о хладагенте R-744, который есть не что иное, как углекислый газ СО2. Данное химическое соединение не наносит вреда окружающей среде. Не случайно его используют в климатическом оборудовании такие гранды автомобильной индустрии Германии, как Mercedes-Benz и Audi. В частности, речь идет о премиум-линейке Mercedes-Benz и флагмане Audi А8. По сути, СО2 является идеальным хладагентом с точки зрения экологии, не случайно по нему ведется расчет негативного воздействия на озоновый слой и окружающую среду.

Компания ТЕХА, являясь признанным лидером в области разработки и производства оборудования для обслуживания климатических систем, наладила выпуск установок для обслуживания автомобилей, использующих в качестве рабочего тела газ R-744. В частности, оборудование фирмы получило омологацию фирмы Mercedes-Benz, что дает право использовать его на фирменных сервисных центрах марки в качестве оригинального. Стоит отметить, что стратегия фирмы — создание надежных и качественных установок, которые могут обслуживать любые климатические системы, заправляемые любым типом хладагента, — выполняется на 100 %. Сегодня любое СТО может найти у ТЕХА решение для своего бизнеса.

Совершенствование диагностического оборудования ТЕХА идет и по линии возможностей углубленной диагностики климатических систем. В частности, компания реализовала в выпускаемых заправочных станциях метод фиксации негерметичности (утечек хладагента) с применением азотно-водородной смеси, что позволяет не только значительно повысить достоверность результатов диагностики, но и добиться экономии дорогостоящего хладагента, снизив его расход, связанный с утечками в окружающую среду.

Полезным дополнением к заправочным станциям ТЕХА является специальная приставка (дополнительный блок), которая позволяет полностью удалить из системы хладагент несоответствующего качества для его дальнейшей утилизации. Данная опция весьма полезна, учитывая большое количество на рынке хладагента сомнительного качества, который, попадая в системы кондиционирования, вызывает сбой в их работе и даже провоцирует отказ ряда важных элементов систем. Важное качество приставки — удаление хладагента из системы без его смешивания с качественным, который используется при заправке на сертифицированных сервисных центрах.

MAHLE RUS

Важное преимущество сервисного оборудования MAHLE и, в частности, заправочных станций климатических систем — внедрение в конструкцию самых передовых разработок и адаптация оборудования к требованиям производителей автомобилей, удобство использования персоналом СТО. Установки должны не только быть функциональными и современными, но и обладать управлением, понятным на интуитивном уровне.

Опыт разработки и производства сервисных установок для А/С систем у компании MAHLE — более трех десятилетий. Первые в линейке оборудования установки выпускались под брендом BEHR. За последние годы фирма значительно нарастила свой потенциал, включив в 2018 году в свой состав компанию Brain Bee — признанного лидера в разработке и производстве сервисного и диагностического оборудования. В том же году на выставке Automechanika (Frankfurt am Main) компания MAHLE представила новое поколение сервисных установок MAHLE / Brain Bee и, в частности, ACX480 (для хладагента R-1234yf), за что была отмечена в соответствующей номинации жюри. Вложения в развитие бизнеса вылились в запуск нового завода в городе Парма (Италия), на мощностях которого в конце 2019 года стартовало производство сервисного оборудования, в том числе установок для обслуживания А/С систем. В том же году произошло полное слияние Behr Hella Service и MAHLE, благодаря которому компания значительно расширила свои компетенции в области термоменеджмента (Behr + Brain Bee). Теперь компания может предложить клиентам широкую линейку товаров и услуг из одних рук — запасные части для систем кондиционирования, системы охлаждения, оборудование для обслуживания климатических систем и т. д.

Отдельно поговорим об инновационных разработках (E3 inside) в области решений для обслуживания систем кондиционирования на примере автоматической установки АСХ380, работающей с хладагентом R-134a. Данная заправочная станция имеет интуитивно понятное меню на русском языке, удобный интерфейс и цветной семидюймовый дисплей с touchscreen. При разработке программного обеспечения упор был сделан на простоту обучения персонала при работе с установкой. Как показывает практика, специального обучения не требуется. Если у мастеров и возникают какие-либо вопросы, то ответы на них они всегда найдут в руководстве пользователя. Скажу больше — все действия, которые должен произвести оператор, отображаются на экране установки в виде подсказок-команд: «подсоедините штуцеры», «откройте вентиль ВД/НД», «продолжить» и т. д.

Важным преимуществом систем является автоматическое обновление программного обеспечения по WI-FI. Установка довольно проста в обслуживании, а доступ к требующим внимания элементам открывает верхняя крышка на двух газовых упорах — как у капота автомобиля. Никакого специального инструмента для обслуживания не требуется — практически все компоненты соединены посредством шлангов с накидными гайками. Подключение к установке для ее диагностики и ремонта в сервисном режиме выполнено по удаленному доступу, что исключает необходимость присутствия технического/сервисного специалиста, экономит время, сокращает простой оборудования, минимизирует связанные с этим потери СТО.

Полезной опцией сервисного оборудования MAHLE является возможность совмещения обслуживания климатических систем с диагностикой автомобиля (VCI CONNECTION). Для СТО это дополнительный доход, а для владельца машины — возможность обнаружить и устранить существующие неисправности. Для того чтобы сервисное оборудование фирмы было по-настоящему универсальным и многофункциональным, работало с большим количеством автомобилей, инженеры создали и регулярно (!) пополняют базу данных по системам кондиционирования новых моделей легковых авто и коммерческой техники, включая специальную и сельскохозяйственную. Мастеру нет необходимости искать в разных источниках тип хладагента, заправочные объемы, тип компрессорного масла и т. д. Все данные есть в системе установки, все, что нужно, — выбрать модель транспортного средства. Учитывая высокие требования к хранению компрессорного масла, которое весьма критично относится к обводнению, компания оснастила крышки емкостей для хранения компрессорного масла блоком с адсорбером (ACTIVE OIL PROTECTION), который поглощает влагу из воздуха и не позволяет образовываться конденсату внутри емкости. Данная опция особенно актуальна для РАG масел (являются гигроскопичными).

Учитывая высокую стоимость современных хладагентов и жесткие требования к защите окружающей среды, инженеры MAHLE разработали систему (Е3-connect) минимизации утечек газа при подключении/отключении штуцеров от портов ВД и НД. Благодаря оригинальной технологии хладагент полностью удаляется из штуцеров и шлангов перед их расстыковкой. Экономический эффект от применения заправочной станции достигается также за счет оптимизации процесса работы установки. В частности, благодаря высокоэффективному 2-ступенчатому насосу, время вакуумирования системы составляет всего 20 минут. Для справки: создаваемое в системе разрежение достигает значения в 0,02 мбар = 2 Па, что приводит к закипанию имеющейся в контуре воды (при температуре окружающего воздуха +17,2 °С вода закипает при давлении 20 мбар) и эффективному удалению ее из системы, а также позволяет проверить систему на герметичность.

Также снижаются затраты на обслуживание установки. Помимо указанных выше преимуществ (дистанционная диагностика) заправочные станции MAHLE имеют увеличенный интервал замены (до 1000 часов) масла в вакуумном насосе (функция E3-pump). А широкий диапазон рабочих температур от +10 до +50 °С позволяет выполнять работу без опций подогрева бака с хладагентом. Еще одной полезной опцией (AIR PURGE SYSTEM), которую необходимо обязательно упомянуть, является наличие автоматической системы сброса неконденсируемых газов из баллона. И, наконец, последнее: полезным дополнением к любой заправочной станции станет производимое компанией оборудование для обслуживания климатических систем. К нему относятся: детектор утечек хладагента, установка для извлечения неизвестных и загрязненных хладагентов с последующей их очисткой, анализатор типа хладагента, устройство для промывки систем кондиционирования (есть официальное одобрение VAG), аксессуары и комплекты для переоборудования установок для работы с разными хладагентами. Например: замена R-134a на R-513a (смесь хладагентов R-1234yf (56 %) + R-134a (44 %)) или на R-1234yf и т. д.

BOSCH

Большое значение при обслуживании климатических систем автомобилей имеет качественная проверка герметичности контура с максимальной достоверностью получаемого результата. Не секрет, что большинство установок по обслуживанию систем кондиционирования воздуха выполняют данную операцию методом вакуумирования, то есть определяют изменение давления в системе в течение 5–10 минут (в зависимости от величины созданного разряжения). Если за указанное время показатель давления не изменяется, то контур считается герметичным. Увы, но, как показывает практика, технология вакуумирования не дает 100%-ной достоверности результата, так как при создании разряжения в системе микротрещины, имеющиеся в шлангах и уплотнениях, смыкаются, а при закачке хладагента (подаче давления), напротив, — раскрываются. То есть мы имеем дело с неким подобием микроклапанов. Следовательно, проверенная вакуумированием и перезаправленная система кондиционирования может постепенно терять хладагент.

Инженеры Bosch, учитывая данную особенность, реализовали в установках нового поколения по обслуживанию систем кондиционирования воздуха иной принцип проверки герметичности контура. Он заключается в подаче в систему (после проведения стандартной процедуры вакуумирования) под определенным давлением смеси газов «азот + водород». То есть проверка осуществляется как разряжением, так и избыточным давлением, что позволяет выявить «затягивающиеся» микротрещины. После того как датчики зафиксируют отсутствие изменения давления в обоих тестах, система признается герметичной и дается команда на ее заправку хладагентом.

Следующим важным изменением/модернизацией аппаратов стало применение оригинальной емкости для хранения компрессорного масла, которое в определенном объеме вводится в систему при ее перезаправке. Как известно, компрессорные масла гигроскопичны — при контакте с воздухом насыщаются водой, что приводит к потере ими своих свойств и качеств, а также оказывает негативное воздействие на различные компоненты системы кондиционирования. Так, обводненное масло приводит к выходу из строя компрессора и клапанов. Для того чтобы исключить контакт масла с воздухом, компания Bosch разработала герметичные емкости для масел PAG и POE.

Для обеспечения максимальной эффективности работы системы кондиционирования и ресурса ее основных компонентов большое значение имеет степень откачки старого хладагента и последующее осушение системы с помощью вакуума. Благодаря ряду технических решений, в частности последовательной работе 2-ступенчатого вакуумного насоса (производительность 170 л/мин), который к тому же эффективно удаляет влагу из контура системы, и компрессора установки, на заправочных станциях нового поколения удаление хладагента из системы доходит до 99 %, что является отличным результатом. Полная откачка хладагента (если говорить о качественном газе) — это еще и весьма приличная экономия, особенно если речь идет о составе R-1234yf.

Следуя современным тенденциям, конструкторы реализовали на ряде установок функцию дистанционного управления, которая позволяет одному оператору отслеживать и вносить изменения/корректировки в процесс работы заправочной станции. Для того чтобы использовать данную функцию, необходимо скачать приложение на мобильный телефон с операционной системой Android или iOS. Приведу один из примеров того, как данная опция позволит оптимизировать работу. Допустим, на нескольких постах одновременно производится обслуживание климатических систем в автоматическом режиме. Если одна из установок выдаст на смартфон оператора сигнал об обнаружении негерметичности системы и остановит автоматическую программу, мастер вовремя заметит отклонение в работе установки и примет решение по ситуации без потери времени. Оператор может дистанционно, по своему усмотрению, прервать выполнение той или иной операции заправочной станции, если ему необходимо провести какие-либо дополнительные манипуляции.

Еще один неоспоримый плюс «цифровизации» заключается в возможности создания и отправки заданий на установку c данными конкретного автомобилям через программу Bosch Connected Repair. Мастер-приемщик может выбрать автомобиль из существующей базы данных СТО или занести данные на компьютере вручную — от VIN номера до типа хладагента и его объема. Данная информация позволит в дальнейшем сократить время на настройку заправочной станции — все, что потребуется механику, это выполнить стандартные операции по подключению установки и нажать кнопку «ПУСК». После проведения операции обслуживания автоматически формируется протокол в электронной форме, в котором будет отражена полная информация о количестве откачанного и закачанного в систему хладагента, объеме масла, результатах проверки с привязкой к конкретному автомобилю с указанием марки, модели, VIN номера. При необходимости все эти данные могут быть выданы клиенту.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить

Рекомендованные статьи