Права – новая роскошь: как рост цен на обучение ударит по карману каждого автовладельца
11 сентября 2025

Получение водительских прав в России стремительно превращается из обязательного этапа взросления в дорогую инвестицию. За год стоимость обучения в автошколах взлетела на 20%, а в столице за курс просят уже под 70 000 рублей. Но этот тренд – не просто новость для будущих водителей. Он запускает цепную реакцию, которая вскоре коснется каждого: от владельца старой Lada до клиента кузовного сервиса. Почему дефицит водителей сделает дороже страховку и ремонт? Давайте разбираться.
Согласно данным Росстата, проанализированным изданием «Бизнес-секреты», за первые семь месяцев 2025 года средняя цена курса в автошколе в России достигла 42 879 рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года (35 682 рубля) рост составил 20,2%. На июль 2025 года средний ценник по стране и вовсе поднялся до 44 153 рублей.
География цен
· Дороже всего: Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа (в среднем 60 000 – 65 000 рублей).
· Дешевле всего: Приволжский и Северо-Кавказский ФО (16 000 – 24 000 рублей).
· Москва: 46 700 рублей (23-е место в рейтинге по стране).
· Санкт-Петербург: 55 800 рублей (вошел в топ-10 самых дорогих городов).
Почему обучение так подорожало?
Эксперты выделяют несколько ключевых причин:
1. Рост затрат автошкол. Значительно подорожали обслуживание и запчасти для учебных автомобилей, аренда помещений и ГСМ. В мегаполисах эти расходы особенно высоки.
2. Ужесточение требований. Контролирующие органы и налоговая служба предъявляют более строгие требования к автошколам, что ведет к дополнительным административным издержкам.
3. Кризис на авторынке. Многие автошколы опасаются переходить на новые автомобили (в основном китайского производства), сомневаясь в их ресурсе для интенсивной эксплуатации в учебном процессе. Это вынуждает их содержать старый, дорогой в обслуживании парк.
К чему приведет удорожание прав?
Последствия этого тренда выходят далеко за рамки самих автошкол и ударят по всем автолюбителям.
1. Дефицит водителей и рост зарплат. Дорогое обучение отсекает значительную часть молодежи и людей с невысоким доходом. Это усугубляет и без того серьезный дефицит профессиональных водителей в логистике и такси, что ведет к росту затрат бизнеса и, как следствие, цен для конечного потребителя.
2. Рост числа «частников» и аварийность. На фоне закрытия 8% автошкол за год (минус 325 точек) растет спрос на частных инструкторов (он вырос на 14%). Не все из них имеют должную подготовку и оборудование, что может привести к ухудшению качества подготовки новичков и потенциальному росту аварийности.
3. Рост стоимости страховых услуг и ремонта. Дефицит водителей-дальнобойщиков и курьеров повысит логистические расходы на доставку запчастей, что может отразиться на итоговой стоимости ремонта для клиента.
Средний возраст легкового автопарка в России в 2025 году составляет около 15 лет, а 70% автомобилей на дорогах – старше 15,5 лет. При этом в сегменте кроссоверов и внедорожников средний возраст ниже – около 11 лет. Удорожание обучения и, как следствие, сокращение числа новых водителей может привести к дальнейшему старению автопарка страны, так как молодежь будет откладывать покупку своей первой машины.
Что предлагают для решения проблемы?
· Внедрение технологий. Депутаты и эксперты предлагают использовать тренажеры виртуальной реальности для отработки навыков, что сократит расходы на бензин и амортизацию машин.
· Реформа системы обучения. Звучат идеи о преподавании ПДД в школах на уроках ОБЖ, разрешении «самосдачи» на права и отмене монополии автошкол.
· Прозрачность цен. Законодательно обязать автошколы работать по системе «все включено», чтобы избежать скрытых сборов.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.