26 апреля 2024,
06:04
Москва

Гидрокомпенсатор стучит

29 августа 2022

Гидрокомпенсатор стучит

Гидрокомпенсатор (он же – «гидрик») служит для автоматической регулировки зазора в приводе клапанов. Технически, это маленький цилиндр, в полость которого масло попадает через клапан с очень небольшим отверстием, а выходит наружу через естественные зазоры клапанной пары. Зазор этот компенсируется объемом масла между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Неисправности «гидриков» выражаются в характерных стуках.

Звук гидрокомпенсатора идёт из-под клапанной крышки, и некоторые сравнивают его со стрёкотом кузнечиков, что отдалённо, наверное, соответствует истине. Реальным отличием «пения» гидрокомпенсаторов, от других звуков неисправных деталей двигателя, является его частота, в два раза превышающая частоту оборотов двигателя, а при резком сбросе газа слаженная трель переходит в звук неотрегулированных клапанов. Если у автовладельца ещё не появился опыт трактовки стуков – не беда.

Причины стука гидрокомпенсаторов на горячую

Фундаментально, есть две причины, и обе они связаны с маслом – это недостаточная вязкость и недостаточное давление смазывающей жидкости, а привести к этому могут следующие обстоятельства:

  • Уровень масла. Для двигателя вообще, и для гидрокомпенсаторов в частности вредны как недостаток, так и переизбыток масла. О «стуке на сухую» мы уже упоминали, а перелив приводит к вспениванию смазки и завоздушиванию системы, что также негативно сказывается на работе «гидриков».
  • Качество масла. Про подделки и полуотработку, которую могут залить недобросовестные «специалисты» даже нечего и говорить – всё и так понятно. Другое дело замена на вполне себе фирменное масло. Мы уже писали про классификацию моторных масел, и необходимость придерживаться рекомендаций производителя, в том числе и в зависимости от года выпуска и выработки ресурса двигателя. Особенно внимательно надо походить к подбору аналогов для замены и долива смазочной жидкости.
  • Присадки для масла. Активно рекламируемые и, действительно, во многом очень полезные соединения для дополнительной защиты двигателя, нужно заливать не абы какие, а подходящие вашему типу мотора и действующей смазки. Присадки меняют вязкость и температурный режим работы масла, а это может негативно сказаться на гидрокомпенсаторах.
  • Забитый масляный фильтр - если этот элемент давно не менялся, то со временем в нем образуется налет из грязи, которая препятствует нормальному движению масла по системе, вызывая эффект масляного голодания.
  • Неисправный масляный насос не может обеспечить корректные параметра рабочего давления масла, что вызывает целый «букет» проблем, в том числе и с гидрокомпенсаторами. В каждом двигателе рабочее давление масла свое и зависит его конструкции (нужно уточнять в документации), однако, считается, что на холостых оборотах давление должно быть около 1,6…2,0 бара. На высоких оборотах — до 5…7 бар. Если такого давления нет — нужно проверять масляный насос.
  • Неисправность плунжерной пары – приводит к тому, что масло вытекает из полости под плунжером, а именно между втулкой плунжера и самим плунжером. В результате этого гидрокомпенсатор не успевает выбирать рабочий зазор.
  • Выработка ресурса. Даже при идеальных условиях эксплуатации и соблюдении всех регламентов, у всех узлов и агрегатов есть свой срок жизни. Гидрокомпенсаторы – не исключение из этого правила.
  • Вязкость масла.

Профилактика стука гидрокомпенсаторов на горячую

Контроль уровня масла – нужно производить именно щупом, и чем чаще, тем лучше. Надеяться на адекватное срабатывание датчиков и индикацию на щитке приборов, целиком не стоит.

Своевременная замена масла – хорошим тоном и мудрым решением считается одновременная замена масла с соответствующим фильтром. Не забываем про рекомендации производителя (инструкция к автомобилю и интернет нам в помощь). Что касается промывки системы, смотрим на состояние отработанного масла. Если отработка светлая, замена осуществляется на идентичное масло, в установленные ТУ сроки, а в межсервисный период не возникало никаких проблем, то эту процедуру можно проигнорировать, то при сильном загрязнении масла эксперты рекомендуют сократить межсервисный интервал и производить следующую замену масла раньше (например, при 4000 км вместо 8-10 тыс. км.).

Выбор масла с соответствующими спецификациями.

Это тот минимум мероприятий, который в состоянии обеспечить каждый автовладелец, независимо от водительского стажа и уровня познаний. Однако, эти нехитрые действия очень важны для здоровья мотора.

«Лечение» стука гидрокомпенсаторов

  • Если стук на горячую впервые появился в процессе эксплуатации, или внезапно после неудачной замены масла, стоит произвести замену масла, фильтра и промывку системы. Делать это нужно, если не выявлено проблем с масляной помпой и других явных дефектов. Во многих случаях, это решает проблему.
  • Если, по разным причинам, всё более запущено, то радикальным и наилучшим решением будет замена гидрокомпенсаторов «в круг», то есть всем комплектом. Как показывает практика, ремонт и чистка «гидрика» помогает нечасто.
  • А вот спешить с «приговором» для масляного насоса не стоит. В отличии от гидрокомпенсатора, этот узел вполне ремонтопригоден. Конечно, всё зависит от конкретных обстоятельств (во-первых, давление масла можно проверить манометром, во-вторых, сам масляный насос можно продиагностировать отдельно на предмет износа).

Сколько можно ездить со стуком клапанов на горячую

Эта неисправность не является показанием к экстренному вмешательству, но и запускать ситуацию не стоит. Если ездить со стучащими гидрокомпенсаторами от полугода и дольше, то, когда вы снимите крышку клапанов, велика вероятность, что на самой «постели» распределительного вала, снизу, будут заусенцы от рокеров (коромысел). Это тоже не смертельно, но давайте вспомним, что стук на горячую – симптом проблемы с вязкостью и давлением масла, а вот это уже может вызвать целый каскад проблем, заканчивающийся капитальным ремонтом.

Так что, не будем следовать правилу – «хороший стук наружу выйдет», а запланируем визит на СТО.

Здоровья вам и вашему автомобилю, и удачи на дорогах.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи