Пулестойкость инженерной мысли
1 марта 2015, Роман АКОЛЬЗИН
«ЗИЛ» сегодня – это покосившиеся стены, выбитые стекла и опустевшие цехи. Серые печальные саркофаги скоро снесут, однако люди, трудившиеся там когда-то, продолжают работать дальше. Опыт, полученный в профессиональной школе передового советского производства, дал возможность целой плеяде высококвалифицированных специалистов преодолеть эпоху перемен. Павел Шиманов, один из бывших сотрудников завода имени Лихачева, рассказал, как он вместе со своими соратниками создавал предприятие по бронированию автомобилей.
В начале 90-х годов коллектив завода, принимавший участие в создании бронированных правительственных автомобилей, образовал компанию «ДИСА». Первоначально основным направлением работы было бронирование УАЗов и взаимодействие с Российским объединением инкассации. Со временем рынок, в ту пору активно насыщавшийся коммерческим автотранспортом, показал, что производство надо расширять для работы с наиболее востребованными иномарками. Сегодня «ДИСА Авто» работает на территории в 2 000 м². Более 50 высококвалифицированных сотрудников задействованы не только в слесарных работах, но и в зоне покраски, а также в собственном конструкторском бюро и лаборатории.
Конечно, правительственные кортежи отличаются от инкассаторских «Бычков». В первом случае деньги не имеют значения, ведь основная задача инженеров – достичь максимального уровня защищенности пассажиров. В начале создается броневой кокон, который тщательно тестируется и даже расстреливается из различных типов оружия, и лишь потом его устанавливают на шасси и навешивают детали кузова.
Во втором случае броня, наоборот, встраивается в кузов. Инкассаторы за день могут проезжать более 500 км, а дополнительный вес машины лишь увеличивает расход топлива и износ агрегатов. Поэтому чаще всего выбор между бронированием и ходовыми качествами делается в пользу последнего.
Для бронирования подходит весьма разнообразный ряд импортных коммерческих автомобилей, а также отечественные «Газели», «КамАЗы», «Нивы» и «УАЗы», которые за счет своей доступности в обслуживании пользуются спросом у региональных инкассаторских компаний. Классы бронирования определены четко по ГОСТу. С 01.07.2014 года требования ужесточились, что связано с появлением нового вооружения у армии и спецслужб. Однако пока большинство предприятий продолжают работать по прежним правилам.
1-й класс должен защищать пассажиров от пули пистолета Макарова, 2-й класс – от ТТ. Такая пулестойкость достигается установкой листов броневой стали толщиной не менее 2,2 + 0,3 мм допуска. 3-й класс с броней толщиной 4,3 +0,3 мм обеспечивает защиту от автоматов Калашникова калибра 5,45(АК-74) и 7,62 (АКМ), стреляющих пулями со стальным нетермоупрочненным сердечником.
4-й класс считается промежуточным, так как обеспечивает защиту от пуль с термоупрочненным сердечником автомата АК-74 калибра 5,45.Толщина брони составляет 5,3 +0,5 мм.
Пули автоматов (АКМ) калибра 7,62 с термоупрочненным сердечником останавливает 5-й класс защиты толщиной 6,5 +0,3 мм. Обычно такой тип брони устанавливается на автомобили важных персон и на машины сопровождения. Эта опция также востребована у предприятий, перевозящих музейные экспонаты, культурные и исторические ценности.
Некоторым спросом пользуется кевларовая защита. По массе получается выигрыш на 20%, однако стоимость такого панциря в 10 раз больше. Существуют также «полиэтиленовые» решения, а на заре своей деятельности инженеры «ДИСА Авто» разработали автомобиль с керамико-пластиковой броней. Кузов был полностью смоделирован из пластика, после чего на его внутреннюю часть друг на друга в два слоя с перекрытием были уложены небольшие керамические пластины толщиной по 14 мм каждая. Затем весь «пирог» оклеивался стеклопластиком. Такой автомобиль весил в два раза меньше аналогов и отличался высокой живучестью, однако стоил в 50 раз дороже.
Бронированные стекла представляют собой многослойные конструкции и также разделены по классам. Внутренний слой покрывают осколкоулавливающей пленкой или 3-миллиметровым поликарбонатом. Делается это для того, чтобы при попадании пули с внутреннего слоя ударной волной не вышибало мелкую пыль, способную нанести пассажирам множественные микротравмы.
«Этим летом после появления банды «ГТА» к нам стали обращаться обычные автолюбители. Мы устанавливали броню на автомобили FIAT, Toyota, Nissan, Opel. Некоторые обходились лишь установкой стекол, выдерживающих пистолетную пулю. Стоит это около 200 000 рублей», – рассказал Павел Шиманов.
Каждый заказ – это индивидуальный проект, который разрабатывается в КБ «ДИСА Авто». Помимо класса бронирования, клиенту представлен обширный выбор дополнительных комплектующих. Каждый инкассаторский автомобиль может оборудоваться механическими и электрическими блокировками дверей. Так что даже при нападении на машину, сначала ее придется вскрыть. Сделать это рабочим днем посреди улицы без болгарки практически невозможно. Под капотом устанавливаются два генератора пожаротушения, которые при возгорании мотора взрываются и распыляют огнетушащий аэрозоль.
Некоторый «тюнинг» доступен и для колес. На диске под покрышкой устанавливается цельное пластиковое колесо, которое в случае пробоя шины не даст ей соскочить с диска. Минус – цена (1 500 евро за колесо) и потребность в специальном шиномонтажном оборудовании. Вариант попроще позволяет закрепить закраину резины изнутри специальным ободом. В случае пробоя колеса машина сможет проехать около 30 км со скоростью 40 км/ч.
После того, как автомобиль куплен, разработан проект и определены опции, машина полностью разбирается. В зависимости от типа брони стальные листы разрезаются плазмой, болгаркой или лазером. Далее начинается черновая сборка. К кузову привариваются усилители для установки брони, усиливаются стойки, меняются петли дверей. В конце кузов окрашивается, проводится отделка и обивка салона мягкими материалами, после чего на завершающем этапе происходит чистовая сборка.
Финальная стоимость проекта напрямую зависит от класса брони и пожеланий клиента. Инкассаторский транспорт обычно не нуждается в бронировании крыши и пола, поскольку мины и вертолеты вряд ли будут использоваться рядовыми грабителями. Согласно статистике, нападения на инкассаторов случаются в тот момент, когда член экипажа покидает автомобиль или входит в сговор со злоумышленниками. Поэтому переделывать каждую «Газель» в БТР нецелесообразно с финансовой и практической точки зрения.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.