21 декабря 2024,
17:12
Москва

Кузовной ремонт: ремесло или бизнес?

17 сентября 2024

Кузовной ремонт: ремесло или бизнес?

Что нужно, чтобы отремонтировать аварийный автомобиль? Инструмент, площади, материалы, условия? Несомненно, да, но без человека эту задачу выполнить на сегодняшний день невозможно. По роду своей деятельности я много взаимодействую с малярно-кузовными цехами разных размеров и форматов и наблюдаю два диаметрально противоположенных подхода к выполнению кузовного ремонта: ремесленный и бизнесовый. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, отличаются также и сферы их эффективного применения.

Ремесленный поход

Ремесленный подход дает наилучшие результаты в небольших мастерских, где трудятся 2-3 человека, включая владельца. Как правило, ремонт в таких мастерских не имеет ограничений по времени, зато в этих условиях есть возможность восстанавливать кузовные детали, которые «приговаривают» к замене в более крупных малярно-кузовных цехах. Клиенты в эти цеха приходят исключительно по рекомендациям и идут к конкретному мастеру. И в случае, если ремонт был произведен с достойным результатом, предварительная запись к таким мастерам может растянуться на несколько месяцев. Стоимость ремонта в таких мастерских, вопреки сложившимся потребительским стереотипам, не ниже, а порой и выше дилерских расценок. Однако, экономия на запчастях делает ремонт в таких мастерских весьма привлекательным для автовладельцев.

Не редки случаи, когда кузовные мастерские специализируются на узких направлениях ремонта: восстановление пластиковых деталей, работа с алюминием, исправление вмятин без покраски, абразивная полировка. Некоторые из этих мастерских не занимаются окрасочными работами и передают отремонтированные автомобили своим партнерам на аутсорс для окраски или же выдают клиентам. Особняком стоят студии детейлинга и тюнинговые ателье, которые специализируются на косметическом ремонте автомобилей, а также реставрационные мастерские.

Все вышеперечисленные форматы кузовного ремонта объединяет отношение к каждому ремонтируемому автомобилю, как отдельному проекту, внимание к потребностям автовладельцев и индивидуальное ценообразование. Уровень оснащенности таких мастерских далеко не всегда ниже, а порой даже и выше, чем у крупных малярно-кузовных цехов, лакокрасочные и расходные материалы также используются отнюдь небюджетные. Проще говоря, «гараж» пошел не тот, что раньше. Но есть у такого подхода и обратная сторона – крайне низкая пропускная способность и, соответственно, невысокая прибыль. Подобные мастерские «держатся», как правило, на компетенциях владельца, что затрудняет их развитие в сетевом формате. Честно говоря, пока мне не довелось встречать сети небольших ремесленных мастерских, хотя с неудачными попытками создания таких сетей я сталкивался неоднократно.

Бизнесовый подход

Бизнес-подход отличается от ремесленного, как ресторан быстрого питания от небольшого семейного ресторана. В небольшом семейном ресторане можно заказать блюдо под себя, а в ресторане быстрого питания придется выбирать из имеющегося в наличии. Ориентация на поток клиентов подразумевает взаимодействие не только с физлицами, но и со страховыми компаниями, автопарками и дилерскими центрами, необладающими собственными малярно-кузовными цехами. Специфика «потоковой» работы устанавливает приоритет замены деталей над восстановлением, поддерживая при этом относительно низкие цены на работы. И часто из-за этого малярно-кузовной цех превращается в «магазин» по продаже запасных частей путем оказания услуг по кузовному ремонту. Порой, в таких цехах чистая прибыль от выполнения работ близится к нулю, а основной канал извлечения прибыли – это продажи запчастей. Ориентация на поток требует особого подхода к планированию загрузки, точному соблюдению сроков и обязательному контролю качества выполненных работ. Как правило, бизнес-подхода придерживаются крупные малярно-кузовные цеха с высокой пропускной способностью с большой командой исполнителей и косвенного персонала. Применение строго регламентированных расценок ограничивает индивидуальный подход в ценообразовании, а необходимость обслуживать площади и содержать многочисленный штат вынуждает такие цеха всеми возможными способами поддерживать максимальную загрузку и обеспечивать экономию на всем, включая лакокрасочные материалы.

О плюсах и минусах снижения затрат речь пойдет в другой статье, однако, как правило, у малярно-кузовных цехов, придерживающихся бизнес-подхода, прибыль несоизмеримо выше, чем у ремесленных мастерских. Несомненно, открытие крупного малярно-кузовного цеха ставит необходимость привлечения значительных инвестиций, содержание такого предприятия требует солидных текущих затрат, однако, при эффективном развитии цеха абсолютная величина извлекаемой прибыли также весьма высока даже при относительно низкой по сравнению с ремесленной мастерской рентабельностью.

Как видите, и у ремесленного подхода, и у бизнес-подхода есть свои преимущества и недостатки.  К тому же у каждого формата цехов есть свои группы клиентов, и они могут мирно сосуществовать, не мешая, а, порой и помогая друг другу. Здесь важно применять соответствующий подход к каждому формату цеха, бизнес-подход вряд ли принесет ощутимые результаты в работе ремесленной мастерской, а ремесленный подход не позволит выйти крупному малярно-кузовному цеху на достаточный для стабильного развития уровень потока клиентов.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить