пространство
профессионалов
авторемонта

«Качественный ремонт в системе ОСАГО, мягко говоря, проблематичен...»

10 февраля 2022

«Качественный ремонт в системе ОСАГО, мягко говоря, проблематичен...»

Постоянные реформы системы ОСАГО приводят к тому, что автовладельцы часто наблюдают, как их автомобили красят по технологиям 90-х, а то и 80-х годов. При этом на рынке предлагается множество систем подбора краски, подготовки поверхности, но их внедрение на СТО чаще всего невыгодно. Я склонен думать, что повышению качества ремонта в системе ОСАГО мешают сами страховщики. Кузовщики в этой ситуации вынуждены искать обходные технологии ремонта, дешевые материалы и оборудование. Разработчики и поставщики материалов, в свою очередь, стремятся упрощать и удешевлять технологии, но уже с соблюдением стандартов качества. Одним из таких примеров являются современные технологии цветоподбора, при которых лаборатория подбора краски и колорист могут вообще не понадобиться.

Сейчас много говорится о сложностях работы колориста. Но откуда проблемы, если на рынке масса самых современных систем и инструментов?

Действительно, сейчас в ходу много инновационных средств в системе подбора краски. Есть базы, оборудование, учебные центры — открыты все возможности и инструменты для упрощения и повышения качества работы колористов и маляров. Но в то же время повышаются и требования клиентов. Люди стали относиться к автомобилям совсем иначе, все чаще на первое место выходит визуальное восприятие результатов восстановительного ремонта. Поэтому машина после выхода из кузовного сервиса должна выглядеть безупречно и, желательно, не иметь следов устранения повреждений.

Но есть и еще одно обстоятельство, серьезно усложняющее работу кузовщиков. Автопроизводители много сил тратят на то, чтобы создать эксклюзивные цвета и выделиться на рынке. Некоторые дизайнеры предлагают такие цвета, что только диву даешься — так красиво. А у колористов из-за этого сплошная головная боль, поскольку подбор краски безумно усложняется. Приходится экспериментировать с цветоподбором двух, а в ряде случаев и даже трех слоев базового покрытия, чтобы воспроизвести заводскую окраску. Даже из премиальных систем не всякая позволит справиться с этой задачей. Совершенствуются алгоритмы программ цветоподбора, состав систем по набору пигментов эмалей и инструментов, улучшаются технические характеристики и удобство работы со спектрофотометрами. То есть, с одной стороны, у колориста работа становится проще благодаря новым технологиям, а с другой — повысились требования к качеству и стали сложнее сами цвета.

На рынок постоянно выходят новые системы подбора краски. Как они вообще формируются? И как понять, какая из них качественная?

Природа появления этих систем связана с ценообразованием на рынке услуг. Владельцы страхового бизнеса считают, что качественный ремонт стоит слишком дорого, и готовы направлять машины на ремонт хоть в канаву, лишь бы нести меньше убытков. Но любой владелец СТО объяснит вам, что, полагаясь на методики, прайсы и другие производные документы от закона об ОСАГО, выполнить качественный ремонт просто невозможно. Вот бизнесмены и мечутся по рынку в поисках дешевых материалов. А если есть спрос, будет и предложение.

Как определить добротность системы цветоподбора? В принципе, для специалиста это не составит труда. Все же знают, что производителей основных компонентов эмалей — смол, пигментов, не так много, а вокруг них живет сонмище производителей, делающих на их основе свой продукт, используя дешевые, а то и вовсе низкосортные и экологически вредные компоненты (попробуйте спросить у них паспорт качества — один из основных сопроводительных документов). У них нет испытаний, нет проверки стабильности свойств материалов, нет исследований, ведь вся задача проста: дешево купить, замесить и быстренько продать. А через пару лет, пока рекламации не настигли, сменить бренд, юрлицо. На выставке я подошел к представителям одного из таких разработчиков и спросил, какие инструменты входят в систему подбора? Оказалось, что ничего, кроме стойки с красками. Дальше можно уже и не спрашивать, ясно, что колорист просто умрет, подбирая сложную рецептуру на этой системе.

Есть и более комичные случаи. Например, когда мне в дилерском центре демонстрируют новейшую систему цветоподбора, с цветовыми веерами, плакатами и прочими премиум-атрибутами. А в лаборатории колориста этот самый веер валяется в дальнем пыльном углу, потому что по нему подобрать ничего невозможно; рецепты, слитые по этим веерам, вообще не соответствуют цвету выбранной карточки. Паспорта безопасности на эти краски, естественно, тоже нет. И мастер мне доверительно заявляет, что если не уберут все это «барахло», то он через месяц-два точно уволится.

Очевидно, что раз все стремятся удешевить производство, то и премиальные системы пользуются меньшим спросом?

Совершенно верно. Спрос на мощные комплексы, например, R-M, способные подобрать самый невероятный цвет без особых усилий, снижался на фоне массового появления дешевых систем. Однако в последнее время наметились перемены к лучшему. Сервисы уже наелись «прелестями» дешевых «ноунейм» систем автоэмалей, получили свою дозу рекламаций и убытков, и спрос на качественные системы цветоподбора восстанавливается.

Если сервис жмут со всех сторон, то что ему делать?

Сервис совершенно беззащитен перед диктатом стоимости запчастей. Возможно, какой-то разум здесь возобладает, но когда страховщики очнутся, — не известно. Сейчас сервисы занимаются оптимизацией расходов. И под эту сомнительную деятельность попадают лакокрасочные материалы, шпатлевки, абразивы, от которых как раз и зависит в первую очередь конечное качество ремонта.

Есть ли разница в спросе на премиальные системы в Москве и регионах?

По моим наблюдениям, премиальные системы пользуются высоким спросом на периферии. Но многое зависит от поведения страховых компаний. Некоторые страховщики, не стесняясь, требуют для себя «очень особые условия», иногда прямым текстом — откат, мы с такими жалобами сталкивались. И если в регионе с этим тяжелая ситуация, то, конечно, там мало заказов на премиальные системы — не выгодно. Но мы видели и другую ситуацию, когда сервис занимается окраской грузовых машин, работающих в тяжелых условиях карьеров и даже тайги, эмалями Glazurit и R-M от BASF. Все потому, что условия договора со страховой компанией взаимовыгодны всем сторонам.

А почему так боятся премиальных систем? Дорого?

В среднем, если брать критерии цены, то в сравнении премиальных и бюджетных систем можно увидеть разницу в 2–3 раза. В некоторых случаях, если сравнивать с краской от «ноунейм»-производителей разница может доходить и до 4 раз. Но надо понимать, что в стоимостной структуре кузовного ремонта доля лакокрасочных материалов — это 3–7 %. И если в итоге кузовного ремонта базовая эмаль, составленная на премиуме, получится на 200–500 рублей дороже, а общая стоимость ремонта 10–20 тыс. рублей, то непонятно, на чем мы экономим: у колориста нет проблем; ощутимо сокращается время ремонта; с выдачей машины клиенту тоже проблем не возникает; рекламаций на качество подбора нет. А дешевая система приведет к тому, что будут постоянные переделки и, следовательно, финансовые потери. И получается, что сэкономили 200 рублей, а потеряли тысячи.

Какая система подбора самая перспективная?

10–15 лет назад цвет подбирали по веерам и их многочисленным разновидностям. То есть каждый раз заново изобретали велосипед. Сейчас все производители автоэмалей стремятся создать электронные каталоги цветов. Они получают рецептуру от автопроизводителя и заносят ее в базу; базы пополняются вариациями цветов из многочисленных лабораторий, разбросанных по миру. В таких библиотеках многие сотни тысяч вариантов цветов, включая варианты окраски старых машин, которые давно не производятся. Естественно, доступ к таким базам стоит денег, но они дают колоссальное преимущество и существенно упрощают работу колористам.

Кроме того, сейчас стали чаще использовать спектрофотометры. Эти устройства позволяют «видеть» характеристики цвета под разными углами и даже при разных источниках света. В итоге подбор будет очень точным. В принципе, спектрофотометры позволяют экономить на покупке вариантов цветовых формул у OEM производителей. Во многих системах цветоподбора есть даже такая функция, как облачное хранение данных. То есть в теории мы можем вообще обойтись без лаборатории по цветоподбору на СТО. Достаточно иметь спектрофотометр и маляра, который подойдет к машине, снимет показания прибором и отправит их в облако, где партнерский центр сделает подбор, направит данные в лабораторию и через несколько часов автосервис получит банку нужной эмали через службу доставки или от ближайшего партнера в этом городе. Для многих это выглядит как теория или даже фантастика, но чем быстрее развиваются спектрофотометры, тем шире внедряется этот вид услуг.

Вы отмечали, что многие ГОСТы устарели. Означает ли, что надо срочно их менять?

Безусловно. О чем говорить, если, например, в ГОСТ 23852-79, определяющем базовые понятия и требования к ЛКП, сказано, что к первому классу ЛКП автомобилей относится ГАЗ-13 «Чайка». Кто сейчас помнит, как и чем она была покрашена? А то, что внедорожники малого и среднего класса могут краситься по третьему классу покраски? То есть какой-нибудь кроссовер Mercedes В или С класса можно покрасить по третьему классу покрытий, где на квадратный метр допускается 10 включений размером по 0,5 мм. Какой автовладелец позволит так покрасить свой автомобиль, да еще и класса «премиум»? А если такая машина с завода выйдет, то кто ее купит? Поэтому ГОСТы устарели, и эксперты работают, полагаясь на неосведомленность клиентов, а сервисы полагаются на неосведомленность экспертов и так далее. А если соберутся два знатока ГОСТов, то они тут же ударят по рукам и скажут, что машину оценить нельзя.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить