05 марта 2024,
17:03
Москва

Ремонтная окраска. «Непопадание в цвет». Причины

16 ноября 2020

подбор цвета

Иногда на приемке автосервиса при выдаче автомобиля из кузовного ремонта можно услышать от недовольного клиента: «Перекрашивайте. Не попали в цвет».

Справедливости ради надо заметить, что и неудачный подбор случается, и даже на очень приличных станциях. Но чаще претензии клиента необоснованны, о чем говорит многолетняя практика разбора подобных ситуаций в партнерских кузовных мастерских. Давно прошли те времена, когда мастера могли позволить себе прохладно отнестись к повышенной требовательности клиентов сервиса. Сейчас каждая мастерская ведет борьбу за своего клиента; и качеству выполнения покраски, как и стоимости работ, как и предоставлению комплекса других услуг уделяется повышенное внимание. Так почему же возникают подобные разногласия по цвету на выдаче автомобиля? Тому есть много причин. И не все из них зависят от СТО.

«Непопадание в цвет». Объективные причины

  1. Ремонтная окраска никогда не может со 100% вероятностью повторить заводскую. Эта закономерность в равной степени относится к любой лакокрасочной системе, любого производителя, даже «самого премиального». На автозаводах используется оборудование, краска и технологии нанесения, значительно отличающиеся от самой продвинутой кузовной мастерской.


    Как известно, цвет, это – одна из реакций головного мозга человека на отраженный свет от рассматриваемого объекта. Ну не могут две разных по химическому и физическому составу эмали, нанесенные разным оборудованием и полимеризованные по-разному быть абсолютно идентичны!

    Мастерство колориста заключается в том, чтобы максимально приблизить объективные различия (до 80-90%) в цвете ремонтной и заводской краски к порогу цветовой чувствительности человека. Кстати, в премиальных системах это сделать получается, как правило, быстрее и эффективнее, но и тоже не более, чем на 90%.
  2. Порог цветовой чувствительности у каждого человека различается. Не говоря о том, что существуют и разной степени отклонения от принятых норм в сторону того или иного цветового тона (длины волны). Для возникновения разности в оценке качества покраски достаточно, чтобы владелец автомобиля обладал либо слабовыраженной одной из форм дальтонизма (протанопия, дейтеранопия, тританопия и др.), либо наоборот, повышенным порогом чувствительности. Любопытный результат может получиться, если у приемщика, маляра и владельца автомобиля есть заметные различия в природном цветовосприятии.
  3. Окраска пластиковых деталей кузова автомобиля на заводе как правило выполняется в разных условиях, а иногда даже и на разных предприятиях. Поэтому нередко цвет, подобранный по кузову заметно отличается, например, от бамперов.
  4. Отлично подобранная ремонтная эмаль при разных по спектральному составу источниках освещения будет отличаться от заводской. Явление это называется МЕТАМЕРИЕЙ. Опытные колористы стараются максимально уменьшить визуальный эффект метамерии, но совершенно избавиться от него практически невозможно, что подтверждается даже стандартами ГОСТ и ISO. Владелец автомобиля может быть сильно удивлен, когда после придирчивого и успешного принятия машины из окраски днем, вечером, припарковав свою «ласточку» под уличным фонарем неонового или аргонового света увидит заметные цветовые отличия покрашенной детали. 

«Непопадание в цвет». Субъективные причины

  1. При приемке мастер не обратил внимание, а владелец сознательно, или по неосведомленности не сообщил, что, пришедший автомобиль ранее уже подвергался ремонтной окраске. В результате ничего не прозревающий колорист добросовестно подбирал цвет не по той детали, которая будет соседствовать с ремонтируемым участком.
  2. Автомаляр при покраске использует иной краскопульт, режимы нанесения эмали, предоставленной ему, чем сам колорист. Данного обстоятельства также можно избежать, если маляр полностью повторит технологию нанесения, рекомендованную колористом. Всегда ли так бывает на Вашем сервисе? А ведь надо именно так.
  3. Общие требования к технологии подготовки и окраски. Назовем это одним выражением. Сюда относится: исправность оборудования, уровень освещенности и спектральный состав света в окрасочной камере, профессионализм исполнителей, правильное применение подложек, достижение укрывистости и др. 

И наконец, что делать, чтобы избежать упомянутых проблем при выдаче автомобиля из кузовного ремонта?

Понятно, что объективные факторы будут присутствовать всегда. Надо стараться минимизировать их влияние на качество и ОБЪЯСНЯТЬ заранее клиенту, что может сделать сервис, а что не может. В силу законов природы поврежденный в ДТП автомобиль никогда не станет новым, а может лишь максимально приблизиться по своим свойствам к заводскому оригиналу.

А вот субъективные обстоятельства можно и нужно искоренять! Для этого требуется постоянно повышать техническое образование персонала, тренировать навыки, строго выполнять указания технической документации и технологов учебных центров, курирующих СТО.

Комментарии

Владимир Панов
12 декабря 2020
Хорошему колористу для успешного результата всегда будет нужен хороший маляр!
отправить