Без права доступа: как российские диагносты ремонтируют «запрещенные» иномарки
8 декабря 2025

Представьте: в сервис привозят почти новую иномарку, а мастер не может заменить фару или запрограммировать ключ. Не потому что не умеет, а потому что у производителя в Европе «нажали кнопку», отрезав доступ к сервисным программам.
Это ежедневная реальность российских автосервисов с 2023 года. Специалист по диагностике электронных систем Илья Николов рассказал, как из-за санкций исчезли базы данных по ремонту, почему машины превращаются в «кирпичи» и какие полулегальные схемы используют диагносты, чтобы выжить в новых условиях.
При разнообразии марок и вариантов ремонта удержать что-либо в памяти диагносту сегодня практически нереально. Помощниками в этом всегда были базы данных. Это специальные программы, где расписаны основные условия ремонта – начиная от уровня затяжки болтов до характеристик двигателя.
Для диагноста-электрика самое важное – схемы. Работать «наощупь» очень сложно, хотя такие случаи бывают. Представьте, что перед вам пучок проводов, и нужно вызванивать каждый из них – врагу не пожелаешь. Особенно проблематично с «французами», где у всех проводов один цвет. На конце каждого очень мелким шрифтом прописан номер, но попробуй перебери их все!
Катастрофа из-за санкций
В 2023 году сбылся самый страшный сон автоэлектриков – программа Autodata Online, которая давала доступ к технической информации по 45 тысячам моделей от 82-х производителей, накрылась медным тазом. Из-за санкций все рухнуло. Конечно, был какой-то софт офлайн, взломанные дилерские программы, но это капля в море.
Особенно тяжело пришлось дилерам, поскольку сейчас все завязано на интернете. Практически все автомобили моложе 5 лет имеют онлайн-программирование. И это обернулось большими проблемами.
Что происходит на практике? Допустим, машина укомплектована противотуманными фарами, одна из них сломалась. Можно «наколхозить» и подключить ее через реле, но это неправильно. Потому что все завязано на блоке управления кузовом. Соответственно, в блоке надо поставить галочку, что противотуманка в порядке, тогда все будет работать в штатном режиме.
Как машины превращались в «кирпичи»
Мало того, все эти программы требуют обновлений. И производители поставили дилерам условия: любые манипуляции с электрикой автомобиля возможны только через доступ к заводскому серверу. Как-то: программирование новых ключей, добавление комплектаций и главное – обновления.
После 2023 года без этих обновлений некоторые модели начали просто превращаться в «кирпичи». Это напрямую коснулось прокатных фирм, особенно премиальных европейских марок, например, «Мерседесов». Они оказались в патовой ситуации: с одной стороны, машины без обновлений не едут, с другой – надо возвращать кредиты на бизнес банкам. Многие в итоге разорились и ушли с рынка. Человек, который найдет способ решения этой проблемы, станет миллионером.
Что делать?
Начали искать варианты обхода. Самый простой – действовать через коллег в Европе. Не секрет, что много наших механиков и электриков работают на Западе. За определенные деньги диагност в Москве присоединяется к компьютеру своего коллеги где-нибудь в Германии, получает доступ и заходит на официальный сервер того же «Мерседеса». Вариант достаточно дорогой и проблематичный, тем не менее – решение.
Второй вариант – использование VPN. Однако здесь мы сталкиваемся с противодействием Роскомнадзора. Кроме того, через VPN соединение не всегда стабильно, и в этом есть риск. Потому что обязательное условие при обновлении прошивок – хороший интернет. Если процесс прервется, машина опять же превратится в «кирпич»
Универсального варианта получения обновления в настоящее время нет. В результате нередки ситуации, когда трехлетнему, к примеру, «Фольксвагену» не могут поменять фару. Машина получила повреждения в небольшом ДТП, хозяин приехал на ремонт, автомобиль стоит неделю, а электрик бегает в поисках решения проблемы. Ищет знакомых, которые имеют доступ к серверу «Фольксвагена». Операция, которая в обычных условиях потребовала бы полчаса, растягивается на неделю, а то и две. Некоторые лизинговые машины из-за подобных проблем стоят до сих пор.
Что остается диагносту? Либо ремонтируешь старые автомобили, которые не требуют онлайн-прошивок, либо используешь один из двух вышеописанных вариантов.
Заработать на ситуации
Некоторые умельцы, которые занимаются программным обеспечением, умудряются каким-то образом за границей покупать доступ к Autodata Online или подобным ремонтным программам, к примеру, на год за 1000 евро. И продают мастерам разовую возможность подключения. По-моему, доступ к ремонтным базам сейчас стоит 4 500 рублей, к базам подбора запчастей – 7 000 рублей. В общем люди, пользуясь ситуацией, таким образом неплохо зарабатывают.
Всех жаждущих они перенаправляют через сервер по нужным адресам. Аккаунтов, естественно, мало, допустим пять. И когда туда ломятся человек 20, сервер может не выдержать. Лично я предпочитаю заходить ночью, когда народу минимум. Можно скачать необходимую информацию на компьютер, а уже днем спокойно посмотреть. В общем приспосабливается кто как может.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.