24 сентября 2022,
23:09
Москва

Хорошо быть оптимистом, или мысли про ОСАГО

15 ноября 2016

Хорошо быть оптимистом, или мысли про ОСАГО

Поскольку большинство населения так или иначе связано с автомобилем, интерес к предстоящим изменениям системы обязательного страхования гражданской ответственности проявляется практически постоянно, а уж профессиональных участников рынка эти изменения коснутся в первую очередь.

Попробуем поподробнее взглянуть, в каком же направлении идут работы, и движутся мысли исполнительной власти и законодателей. Главное направление, конечно же, задал президент, сообщив, что ждет предложений по переходу на натуральное возмещение, когда вместо денежной выплаты потерпевший будет получать направление на ремонт своего автомобиля. Мера эта, скорее всего, вынужденная, поскольку в сегодняшнем виде система ОСАГО плохо поддается регулированию, и попытки страховщиков минимизировать выплаты, которые они с разной степенью успешности реализовывали, привели к возникновению довольно массового вида страхового мошенничества на профессиональной основе. Следует признать, что страховые мошенники достаточно быстро освоили массу методов, которые постоянно совершенствуют, поэтому переход на ремонт, как вид возмещения, якобы должен снять эту проблему. Все бы было хорошо, но проект изменений, подготовленный Минфином, не дает никаких надежд на оздоровление ситуации. Этот проект явно готовили люди, никогда не касающиеся ни урегулирования, ни независимой технической экспертизы, ни ремонта. Одно то, что страховщикам предписывают заключать договоры на ремонт только со станциями, которые обеспечивают сохранение гарантии производителя автомобиля после ремонта. Абсурдность такого требования у любого более-менее информированного автомобилиста не вызывает сомнений, но авторам проекта это не ведомо. Практически весь проект выдержан в подобном виде, и его основные новации не дают надежд на позитивные изменения как для автовладельцев, так и для страховщиков.

Одной из проблем реализации закона об ОСАГО является отсутствие системы регулирования независимой технической экспертизы транспортных средств. Следует признать, что усилиями Минтранса в 2012 году все-таки заработала система аттестации экспертов-техников, и появились эксперты-техники в государственном реестре. Но уже два года прошло, как должна была заработать система контроля деятельности этих самых экспертов-техников и лишения их аттестации в случае грубых нарушений. Но, во-первых, системы до сих пор нет, во-вторых, судя по проекту приказа об аттестации Минтранс, вместе в другими министерствами решили пойти по уже проторенной дороге использования требований и актуализации положения о Межведомственной аттестационной комиссии, игнорируя изменения трудового законодательства в части перехода на систему профессиональных стандартов. При этом в том же проекте изменений в закон от Минфина упоминается экспертиза качества ремонта, обещающая стать востребованной, особенно на волне потребительского экстремизма и страхового мошенничества, но никак не определяется, в рамках какой экспертизы, и какие специалис­ты будут ее проводить. Весь этот комплекс проблем никоим образом не отражен ни в одном из проектов Минтранса, ни в проекте Минфина по изменению закона. А в это время идет неприкрытая торговля дипломами по профессиональной переподготовке экспертов-техников, что наглядно видно по материалам той же Межведомственной аттестационной комиссии, образовательные учреждения уже начали готовить «специалистов» по экспертизе качества ремонта. О том, что должно быть принято решение о доработке соответствующих разделов, единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, либо утвержден отдельный документ на эту тему, никто даже и задумываться не хочет. Комплексное решение проблемы независимой технической экспертизы лежит, скорее всего, в принятии закона «о независимой технической экспертизе на автомобильном транспорте», который помимо проблем ОСАГО позволил бы регламентировать экспертизу по КАСКО и не страховым случаям, ввел классификацию видов экспертиз и т.п. Ведь, например, повсеместной практикой стало проведение исследований по автотранспортной трасологии, хотя формально такая экспертиза, если и существует, то только в рамках судебной экспертизы.

Проблемы взаимоотношений экспертов-техников и судебных экспертов, вероятно, должны быть темой отдельного разговора, и начаться этот разговор должен с гармонизации положения единой методики и Методических рекомендаций для судебных экспертов.

Можно, конечно, подробно анализировать каждый из проектов, рассказывать о несоот­ветствиях и разночтениях, моментах, которые не урегулированы, но, скорее всего, это не формат статьи, тем более что и проекты меняются, и обсуждения в более оперативном порядке, в том числе на различных форумах, ведутся достаточно активно. К тому же следует признать, что хотя по старой пословице, капля камень точит, крайне редко все эти обсуждения находят отражения в документах, ведь депутаты и чиновники пытаются делать вид, что слушают граждан в основном перед выборами, а выборы прошли.

Если говорить о причинах сложившейся ситуации, то они прежде всего в отсутствии координации деятельности органов исполнительной власти со стороны Правительства или отсутствии единого органа, на который бы была возложена обязанность такой координации, а также в крайне низком профессиональном уровне исполнителей, которые по понятным причинам не желают привлекать к участию в подготовке проектов специалистов.

Учитывая, что затраты страховщиков уже давно приблизились к уровню выплат и затрат по КАСКО, проблемы с продажей полисов, нехваткой страховых премий для покрытия расходов и уходом страховщиков из регионов будут только расти. Надежды на то, что в короткое время будет выстроена более-менее стабильная система натурального возмещения и решения сегодняшних проблем потерпевших, нет, поскольку уровень доступных для ознакомления проектов и сроки их реализации неутешительны. Все мы понимаем, что если наш президент поставил задачу доложить о предложениях в октябре 2016г., то ему будет доложено, при этом никто не отважится ни доложить истинное положение, ни сообщить о том, что никакой реализуемой системы нет даже в проекте. Поэтому стоит ожидать, что уже до конца года начнутся попытки в срочном порядке заключить договоры, выдавать направления и урегулировать объемы и стоимость ремонта, а учитывая выше сказанное и еще массу неупомянутых, но существующих моментов, потерпевший в ДТП рискует оказаться в роли дважды потерпевшего, потому что все недоработки чиновников отражаются на нервах и кошельках автовладельцев.

Вот такой не слишком оптимистичный взгляд получается, это конечно мнение одного отдельно взятого автовладельца, а ни в коей мере не позиция какой-либо организации или группы. Ведь понятно, что наши чиновники видят все гораздо в более оптимистическом ключе, и наверняка положительно оценивают результаты своей деятельности, а поскольку докладывать президенту пойдут именно чиновники, то нам с вами остается запасаться успокаивающими средствами и готовиться финансово поддержать новые инициативы, хотим мы этого или нет.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить