«Не надо резких телодвижений»: как кузовному цеху выживать в условиях неопределенности
25 ноября 2025

Не секрет, что с 2022 года круто изменились условия работы для российских дилерских центров и кузовных цехов. Каждая компания приспосабливалась к новым вызовам и правилам игры по-своему. О «солдатской смекалке», обслуживании брендов Volkswagen и Skoda, которые ушли с нашего рынка, и о том, почему молодежь не спешит в жестянщики, рассказывает Виталий Беляев, руководитель кузовного цеха компании ООО «Авто-Дина» (г. Тюмень).
Первый шок
Первое, что мы почувствовали в 2022-м – ограничения по доставкам запчастей европейских брендов. Из-за санкций. В начале года с рынка просто исчезло практически все. Определенности – никакой. Особенно это коснулось редких и эксклюзивных деталей, которые можно заказать только по VIN. Мы на тот момент оставались дилерами Volkswagen и Skoda.
Потихоньку нам начали отрубать и все программные продукты, в первую очередь, диагностику. Там же все должно постоянно обновляться, в итоге это просто устаревает. Пришлось как-то выходить из ситуации: где-то искать на маркетплейсах, где-то на «Авито», где-то через мелких поставщиков. А чем сложнее путь поставки, тем больше посредников. Но понемногу каналы налаживались. Несмотря на кризис, мы остались сервис-партнерами Volkswagen и Skoda, но дополнительно взяли два китайских бренда - BAIC и Kaiyi.
Естественно, шок после введения санкций испытали и наши партнеры - страховые компании. У них же все процессы были налажены примерно также, как и у нас. Многие крупные страховщики даже чуть ли не закупочную цену нашу видели, потому что плотно работали и с импортером, и с представители каждой марки. А тут начались проблемы: многих деталей нет, цены скачут. То есть договоры заключались под одни расходы, а на деле они совершенно другие - выросли в разы. Плюс сроки неминуемо растягиваются. Как говорится, не позавидуешь.
Как работать в условиях санкций
Но и мы, и наши партнеры этот сложный путь все-таки преодолели. На рынке появились китайские и российские аналоги, в том числе кузовные. Не могу сказать, что он восстановился на 100 процентов, но на 70 точно. До сих пор до 30 процентов запчастей найти сложно, а иногда невозможно. К примеру, у меня друзья ремонтировали Tiguan. На одной из деталей кузова была VIN-овая наклейка. В принципе никакой технической или юридической нагрузки она не несла, но раз клиент оплачивал услуги ремонта через КАСКО, нужно сделать так, чтобы «комар носа не подточил». В итоге пришлось выставлять счет за минусом этой наклейки. Хозяин получил в качестве компенсации деньги, причем неплохие. Такие случаи бывают.
Однажды к нам приезжал пожилой клиент на «Фольксваген Жук». Машина где-то 2012 или 2013 года, а пробег всего 3-4 тысячи, ездила бабушка. В какой-то момент у авто просто заклинило замок зажигания – от того, что его редко поворачивали (смеется). У хозяина в Германии жил родной брат, он ему позвонил и попросил заказать деталь в салоне официального дилера. Там отказали, потому что российский VIN, страна под санкциями.
В общем сегодня нам периодически приходится применять, что называется, «солдатскую смекалку», но зато нас не победить (улыбается), мы все равно найдем решения, чтобы работать дальше. Сейчас начинают развиваться склады б/у запчастей по всей России. Это, с одной стороны, несет за собой определенные сложности, поскольку идентифицировать каждую деталь сложнее, но с другой – действенный способ решения проблем ремонта в условиях дефицита оригинальных запчастей.
Некоторые владельцы европейских брендов начали пересаживаться на китайские авто, но многие верят в лучшее и ждут возвращения на наш рынок проверенных марок.
Чем заменить европейские материалы
Если говорить непосредственно про кузовной ремонт, то технологии в последнее время не менялись, менялись только материалы. Опять же поуходили популярные европейские бренды, это касается красок, шпатлевок, грунтов и т.д. Мы начали пользоваться китайскими и корейскими. Хотя где-то подвозят и европейские – по параллельному импорту. Те же китайцы, кстати, реагируя на спрос, начали делать детали более высокого качества, поэтому сегодня таких проблем, как поначалу, уже нет. Ремонтируем практически любые марки, главное, чтобы к ним были запчасти. А если по ОСАГО – чтобы ремонт укладывался в утвержденный лимит.
«Бегство» сотрудников
Ситуация с кадрами с началом санкций сложилась следующая. По сути, в большинстве салонов и СТО оплата мастеров сдельная – сколько сделал, столько и получил. Такая схема выгодна собственнику, потому что он делится с работниками своей прибылью. Соответственно, чем выше прибыль, тем больше зарабатывают и сотрудники.
Поскольку в 2022 году рынок просел, доходы людей тоже упали. И мастера начали бегать по Тюмени в поисках стабильного заработка. Уверен, так было и по всей стране. Кто-то потом вернулся, кто-то нет. У нашего холдинга есть слоган – «Спокойная сила». Поэтому мы в этот непростой период не делали никаких резких скачков и телодвижений. Сторонних инвестиций старались не привлекать, обходиться своими средствами. Время показало, что такая стратегия была выбрана правильно.
Поначалу, естественно, был пересмотр зарплат сотрудникам – кому-то уменьшили, но кому-то и увеличили. Дефицит ощущался, приходилось искать кадры по многим подразделениям.
Запросы молодежи
Смотрели, конечно, и молодежь, но у большинства сегодняшних молодых людей весьма нескромные запросы. Условно говоря, парень только закончил училище, еще ничего не умеет, но сразу хочет не меньше 100 тысяч в месяц, а лучше 200. При этом желания учиться – ноль. Помните, как в фильме «В бой идут одни старики»? Летать не умеют, стрелять тоже не умеют, но орлы! Так и здесь. Да и выбор тоже был невелик, потому что многие после училища уходят в курьеры, таксисты, бармены – там быстрые деньги без всяких навыков.
Мы с техническим директором ездили в Машиностроительный техникум, презентовали нашу компанию, предлагали практику. Собрали два курса, человек 60-80 сидело. Мы задали им вопрос: «Кто из вас пойдет работать по специальности?» Руки подняли человек 5-6. Некоторые говорили прямо: «Да я в барбершопе больше заработаю, нафиг мне у вас гайки крутить?» Правда, у меня резонный вопрос возник и к ним: «А нафиг вы тут места занимаете?» Потом разговаривали с ректором, он дал понять, что в техникум идут те, кто не смог поступить в вуз. Родители их пихают сюда, потому что по баллам они спокойно проходят. В итоге ребята учатся тут без всякого желания, а деревенские парни, которые с удовольствием пошли бы после обучения в мастерские, не могут попасть в училище.
Тем не менее, постепенно ситуация выровнялась, сегодня зарплаты в кузовном цехе выросли, меньше 100 тысяч у нас никто не получает. Далее цифры корректируются уже в зависимости от квалификации. Есть у нас и система наставничества. Мастера, которые обучают новичков, получают дополнительные деньги.
Прогнозы на будущее
Сейчас существуют разные прогнозы относительно дальнейшего развития авторынка, в том числе и кузовного ремонта. Согласно оптимистическому все образуется, к нам снова вернутся европейские бренды. Соответственно, санкции и проблемы уйдут в прошлое…
А вот пессимисты говорят, что нас «прижмут» еще сильнее. Вплоть до того, что с нового года уже нельзя будет программировать автомобили. Потому что машины-то в Европе высокотехнологичные, и уже раньше производители придумывали защиту – чтобы определенный ремонт можно было делать только у официальных дилеров. Для этого существует защита компонентов, которую можно обойти только через онлайн-протокол. Сейчас все решается с помощью удаленных доступов и умельцев. Но с какого-то момента могут сделать так, что российские VINы просто не будут прочитываться.
Какой прогноз победит, покажет время. В любом случае, думаю, что мы сможем приспособиться к любым условиям…
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.