16,9 млрд рублей долга: почему Volkswagen официально объявили банкротом в России
16 сентября 2025

Арбитражный суд Москвы официально признал банкротом немецкий автогигант Volkswagen AG на территории Российской Федерации. Поводом для начала процедуры стало заявление компании «Камея», требующей от концерна более 16,9 миллиардов рублей. Это решение ставит точку в многомесячной саге по уходу бренда из России и фактически закрывает путь для возвращения Volkswagen на российский рынок в обозримом будущем.
Решение арбитражного суда означает начало процедуры конкурсного производства в отношении всех активов Volkswagen в России. Теперь у немецкого концерна в стране официально не осталось бизнеса — только процесс банкротства, в ходе которого будут продавать активы для расчета с кредиторами.
Основным инициатором процесса выступила компания «Камея», которая подала заявление о банкротстве Volkswagen Group Rus. Компания выкупила долговые обязательства Volkswagen перед АО "Автомобильный завод НАЗ". Сумма требований составляет 16,9 миллиардов рублей — это один из крупнейших исков к иностранной компании в российской автомобильной истории. Сумма задолженности возникла в результате разрыва соглашения о контрактной сборке.
Исторический контекст: от расцвета до ухода
Volkswagen пришел на российский рынок в начале 2000-х годов и быстро стал одним из лидеров продаж. Пик популярности пришелся на 2010-е годы, когда модели Polo, Tiguan и Jetta занимали топовые позиции в рейтингах продаж.
Ключевые этапы истории Volkswagen в России:
· 2007 год — открытие завода в Калуге;
· 2009 год — запуск производства Volkswagen Polo Sedan;
· 2015 год — начало сборки Tiguan в России;
· 2022 год — приостановка производства из-за санкций;
· 2023 год — продажа активов российскому инвестору.
Калужский завод Volkswagen стал первым предприятием иностранного автопроизводителя в России, построенным «с нуля». За время работы с 2007 по 2022 годы завод выпустил более 1,5 миллионов автомобилей различных марок концерна VAG. На пике производства предприятие обеспечивало рабочие места для более чем 4000 сотрудников и оказывало значительное влияние на экономику Калужской области .
В процессе конкурсного производства будут реализованы оставшиеся активы Volkswagen в России: производственные мощности калужского завода, недвижимость и земельные участки, оборудование и технологические линии, складские запасы запчастей и комплектующих.
Вырученные средства будут направлены на погашение задолженности перед кредиторами, в первую очередь — перед компанией «Камея».
Решение российского суда стало еще одним эпизодом в череде уходов западных автопроизводителей из России. Ранее аналогичные процессы запускались в отношении: Mercedes-Benz, BMW, Ford, General Motors.
Особенностью случая Volkswagen стало то, что компания одной из последних среди крупных автопроизводителей официально завершила свой уход с российского рынка.
Банкротство Volkswagen в России имеет несколько значимых последствий:
1. Потеря рабочих мест для сотрудников российского подразделения.
2. Сложности с обслуживанием для владельцев автомобилей VAG.
3. Удар по имиджу немецкого автопрома в России.
4. Освобождение рыночной ниши для китайских и российских производителей.
Эксперты считают, что официальное банкротство делает возвращение Volkswagen на российский рынок в среднесрочной перспективе практически невозможным. Даже при изменении политической ситуации компании придется: восстанавливать дилерскую сеть с нуля, реинвестировать в производственные мощности, вернуть доверие российских потребителей, конкурировать с укрепившимися китайскими брендами.