27 декабря 2024,
02:12
Москва

Bosch наводит порядок в кабине водителя

3 апреля 2018

На протяжении последних лет сенсорные экраны, технологии распознавания рукописного текста и управления жестами приходят на смену традиционным механическим кнопкам и переключателям в автомобиле. И это негативно сказывается на безопасности дорожного движения: ведь управление навигационной системой, бортовым компьютером или радио отвлекает водителя от управления транспортным средством, вынуждая смотреть на дисплей. В этом году на выставке CES 2018 в Лас-Вегасе компания Bosch представила интеллектуальные технологии, которые позволят водителю концентрироваться именно на управлении автомобилем и не отводить взгляд от того, что действительно важно — дороги. «Мы просто навели порядок в кабине водителя. Чем более сложные системы используются в современных автомобилях, тем более простыми и интуитивными должны быть системы управления», — рассказывает доктор Штеффен Бернс, президент Bosch Car Multimedia.

искусственный интеллект HMI

Искусственный интеллект помогает превратить интерфейс «человек — машина» (HMI) в командный центр, думающий наперед. «Исходный функционал с искусственным интеллектом предоставляет интерфейсу HMI важные сведения о водителе, транспортном средстве и окружающей среде. Это позволяет системе заранее продумывать и осуществлять настройку дисплеев и элементов управления таким образом, чтобы они всегда соответствовали каждой конкретной ситуации», — продолжает Бернс. Кроме того, именно на таких сведениях специалисты компании Bosch основываются при разработке технологий автоматизации управления автомобилем. Здесь интерфейс HMI также является основным элементом, позволяющим человеку оптимально взаимодействовать с машиной.

Управляйте интерфейсом HMI, не отвлекаясь от вождения

По данным Технологического центра Allianz, 63% водителей в Германии управляют системами навигации в своих автомобилях во время вождения, 61% водителей переключает радиостанции и 43% просматривают сложные меню бортового компьютера. Такого рода отвлекающие факторы являются одной из самых распространенных причин аварий. «Наша задача — сделать HMI надежным помощником в любой ситуации», — добавляет Бернс.

В основе функционала интерфейса HMI лежит ассистент с голосовым управлением, реагирующий на речь человека. Он даже обладает способностью распознавать те или иные диалекты. Благодаря технологии понимания естественного языка водители могут разговаривать с ассистентом Кейси, как с пассажиром. Еще одно преимущество Кейси — ее способность думать наперед. При помощи искусственного интеллекта она может научиться прогнозировать вероятные пункты назначения в зависимости от времени суток, а когда ей дается команда включить радио, она может сделать это с учетом предпочтений водителя: например, утром включить новости, а вечером — музыку.

Цифровые дисплеи повышают безопасность вождения

90% информации, получаемой нами от органов чувств, составляет визуальная. Это означает, что важная для водителя информация всегда должна находиться в прямом поле зрения. Это достигается при помощи цифровых дисплеев в кабине водителя. На сегодняшний день недостаточно просто следить за скоростью, числом оборотов двигателя и пробегом автомобиля. Интеллектуальные самообучающиеся алгоритмы фильтруют и приоритизируют данные. К примеру, если дорога скользкая, в прямом поле зрения водителя незамедлительно выводится предупреждающий сигнал, а менее важная информация (такая, как название играющей радиостанции) переводится на другой дисплей. Это помогает водителю сосредоточиться на дороге. Что касается управления информационно-развлекательными системами, системой кондиционирования и радио, у сенсорных дисплеев и центральных панелей управления имеется один существенный недостаток: чтобы вводить нужные команды, водителю необходимо смотреть на экран. На скорости 50 км/ч, если водитель отведет взгляд от дороги даже на две секунды, машина успеет проехать 30 метров; на скорости же 120 км/ч при движении по трассе это расстояние превысит 60 метров — и это расстояние автомобиль проедет вслепую. «Дисплеи с тактильным откликом быстро наберут популярность. Ведь они облегчают управление огромным количеством функций – например, радио и телефоном. При этом они позволяют управлять функционалом быстрее, проще и, что самое важное, безопаснее», — рассказывает Бернс.

Элементы управления, отображаемые на сенсорном экране, ощущаются как физические кнопки. Благодаря этому водители могут лучше контролировать любые совершаемые действия и уделять больше внимания ситуации на дороге.

Центральный бортовой компьютер управляет HMI

Дисплеи, информационно-развлекательные системы, голосовое управление: одним из последствий усовершенствования технологий в кабине водителя является повышение требований к вычислительным мощностям, проводке и архитектуре бортовых сетей. В современных транспортных средствах дисплеями и электронными приборами управляют 5, 10, а то и 15 электронных контроллеров. Для координации информации, отображаемой на всех дисплеях, необходимы большие вычислительные мощности. В будущем компания Bosch планирует организовать работу всего интерфейса HMI на основе бортового компьютера, обеспечивая управление широким функционалом приборов через единый центральный процессор. Это позволит сводить и синхронизировать все данные информационно-развлекательной системы, показания приборной панели и другую отображаемую информацию таким образом, чтобы управлять нужным функционалом из любой части транспортного средства. «Это предлагает водителям и пассажирам практически безграничные возможности регулировки системы кондиционирования, навигационной системы или, к примеру, переключения радиостанций из любой точки автомобиля», — объясняет Бернс. Кроме того, уменьшение количества контроллеров также позволит освободить пространство для установки других приборов, снизить массу автомобиля и ускорить разработку новых транспортных средств. А в будущем благодаря беспроводным обновлениям бортовой компьютер, а вместе с ним и весь интерфейс HMI, будет поддерживаться в самой актуальной версии с той же легкостью, как сегодня смартфоны.