15 марта 2025,
10:03
Москва

АвтоВАЗ разработает гибридный автомобиль

14 августа 2012

АвтоВАЗ разработает гибридный автомобиль

ОАО «АвтоВАЗ»  разработает для Минпромторга модель легкового автомобиля класса «В» с комбинированной энергоустановкой.

Сумма госконтракта составит 499 млн рублей.  Интересно, что в борьбе за контракт АвтоВАЗ обошел ФГУП «НАМИ», которое возглавляет бывший топ-менеджер компании Максим Нагайцев.

Особенность гибридного автомобиля в том, что он совмещает в себе силовой агрегат, работающий на традиционном топливе, с электродвигателем, и может использовать во время движения как один, так и другой. Федеральное правительство давно планирует активизировать производство подобных машин в России. В прошлом году возможность выпуска гибридов на АвтоВАЗе обсуждал с руководством завода руководитель президентской администрации Сергей Иванов. 

Конкурс «на выполнение работ, реализуемых в рамках важнейших инновационных проектов государственного значения», был объявлен Минпромторгом в мае 2012 года. Он включал три лота общей стоимостью около 1,5 млрд рублей. АвтоВАЗ получил госконтракт на разработку гибридного легкового автомобиля. Другим претендентом на контракт выступило ФГУП «НАМИ». Примечательно, что руководителем «НАМИ» является бывший вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Максим Нагайцев, который был уволен с автозавода в 2010 году.

Между тем заявка АвтоВАЗа оказалась для конкурсной комиссии предпочтительнее. Снижения начальной цены в ходе торгов ни один из участников не предложил. По данным «СО», сам контракт был подписан в конце июля.

komarov.jpg.jpegСогласно условиям договора, завод Игоря Комарова  должен предоставить  Минпромторгу гибридный легковой автомобиль в 2014 году. В качестве обеспечения контракта АвтоВАЗ обязуется перечислить ведомству 149,7 млн рублей. Как сообщил «СО» источник на АвтоВАЗе, к работе предприятие привлечет проигравший в конкурсе «НАМИ», а также своих постоянных иностранных партнеров по разработкам новых моделей, например, германскую компанию Bosch.

Эксперты скептически отнеслись к перспективам проекта, отмечая высокую для российского рынка стоимость гибридных авто, а также отсутствие инфраструктуры - зарядных устройств для электродвигателей. Кроме того, аналитики считают сумму, выделенную министерством на разработку гибридного автомобиля, недостаточной.

Старший аналитик ФГ «БКС» Игорь Краевский добавил, что ограничивающим фактором для развития нового производства может стать отсутствие компетентных поставщиков. «Учитывая, что АвтоВАЗ и зарубежные производители, работающие в России, испытывают дефицит качественных поставщиков даже для создания традиционной продукции, то при создании электромобиля данная проблема будет стоять еще более остро», - комментирует он. Директор АА «Автостат» Сергей Целиков уверен, что выполнить госконтракт АвтоВАЗ сможет только при непосредственном участии Renault и у Nissan, у которых есть собственные разработки в области альтернативных двигателей. Впрочем, для тольяттинского завода контракт, подчеркивают эксперты, будет все же выгоден. По мнению аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, если Минпромторг удовлетворит модель, разработанная АвтоВАЗом, то, скорее всего, будет построена линия по производству этого автомобиля на условиях совместного финансирования проекта автозаводом и государством.

На запрос «СО» о дальнейших планах по использованию этой разработки в Министерстве промышленности и торговли РФ не ответили. АвтоВАЗ на момент сдачи номера комментарий не предоставил.

СЕРГЕЙ ЦЕЛИКОВ, директор ООО «Автостат»

- Сегодня в России гибриды занимают менее 0,1% рынка пока. Причиной невысокого спроса на импортные гибридные автомобили стала их высокая цена. Нишу мог бы занять недорогой отечественный гибрид. Но я не верю, что в России можно с нуля разработать такую модель. Мировые гиганты отрасли шли к разработке собственных гибридов 10-15 лет. И если компания «Л-авто» хочет пройти этот же путь за три года с инвестициями на порядок меньше, то мне в эффективность такого проекта не верится. Что получится у АвтоВАЗа - тоже пока вопрос. И у Renault, и у Nissan есть собственные хорошие разработки в области альтернативных двигателей. Я думаю, что разработка гибридного автомобиля на АвтоВАЗе будет проходить при непосредственном участии альянса. Однако хочу отметить, что мировые лидеры автопрома потратили на подобные разработки в десятки раз большие суммы, чем 500 млн рублей. 

Но, как бы то ни было,  заниматься подобными разработками российские производители должны. Если этого не будет, то нужно просто поставить крест на всем российском автопроме. И сам факт того, что Минпромторг проводит такие тендеры, я оцениваю положительно.

АНДРЕЙ ШЕНК,  аналитик «Инвесткафе»

- Минпромторг занимается данной разработкой в целях внедрения гибридных автомобилей. По прогнозам, через несколько лет данный тип авто будет занимать от 2% до 5% рынка. Пока есть трудности с техобслуживанием и заправкой энергоблоков, что замедляет развитие данного направления в российском автомобилестроении. Поскольку проект венчурный и довольно рискованный, требуется присутствие государства, так как сами предприниматели не готовы брать на себя высокие риски.

Официальный комментарий пресс-центра «АвтоВАЗа»

АвтоВАЗ принял участие в конкурсе Минпромторга на создание легкового автомобиля класса В с комбинированной энергоустановкой. Экспертная комиссия Минпромторга оценивала предложения по следующим критериямналичие у заявителя опыта разработки автомобилей на альтернативных источниках энергии, научно-технический потенциал, исследовательская и испытательная база, практика взаимодействия с отечественными и зарубежными поставщиками компонентов и инжиниринговых услуг, и, конечно, реальные возможности претендента по коммерциализации результатов разработки в производстве. По результатам конкурса АвтоВАЗ был признан победителем и в июле 2012 г. заключил госконтракт с Минпромторгом. Выполнение госконтракта позволит обеспечить следующий шаг в реализации стратегии развития автопрома в части создания экологического транспорта в РФ.

Условия конкурса Минпромторга на разработку ТС с альтернативным топливом

Лот №1 - создание легкового автомобиля класса «В» с комбинированной энергоустановкой
Стоимость госконтракта - 499 млн рублей
Победитель - ОАО «АвтоВАЗ»
Претендент - ФГУП «НАМИ»
Источник - сайт госзакупок.

По материалам: Самарское Обозрение.