11 сентября 2025,
01:09
Москва

Газ вместо бензина: почему в России снова заговорили о метане для автомобилей

10 сентября 2025

Газ вместо бензина: почему в России снова заговорили о метане для автомобилей

Правительство России утвердило новую амбициозную концепцию развития рынка газомоторного топлива до 2035 года. Этот документ должен стать катализатором перевода транспорта на более дешевое и экологичное топливо — природный газ (метан). Однако история показывает, что подобные инициативы уже не раз сталкивались с системными проблемами.

Согласно утвержденной концепции, к 2035 году планируется :

·         производить до 53 тысяч газомоторных автомобилей ежегодно;

·         построить почти 3 тысячи новых газозаправочных станций (АГНКС)

·         увеличить долю газомоторного транспорта в общем объеме.

Для понимания масштаба: за последние 10 лет в России собрали всего 66 тысяч таких автомобилей, а в 2024 году — чуть более 5 тысяч. По состоянию на начало 2025 года в стране работает около 1000 заправочных станций, что крайне недостаточно для развития сети.

Новая концепция делает ставку на:

·         коммерческий транспорт — грузовики, автобусы, коммунальную технику;

·         корпоративные парки — служебный транспорт компаний;

·         общественный транспорт — городские автобусы и такси;

·         сельскохозяйственную технику — тракторы и уборочные машины.

Международный контекст: а как за рубежом?

Россия существенно отстает от многих стран по развитию газомоторной инфраструктуры:

·         Италия — более 1500 метановых станций;

·         Иран — около 2500 станций;

·         Китай — активно развивает сеть АГНКС.

При этом мировой парк газомоторных транспортных средств превышает 30 миллионов единиц, а к 2030 году может вырасти до 50 миллионов.

Интересный факт

Метан в 2-3 раза дешевле бензина в расчете на километр пробега. Один кубометр метана эквивалентен примерно 1 литру бензина по энергоемкости, но стоит значительно меньше. При текущих ценах экономия на топливе может достигать 60%, а срок окупаемости переоборудования автомобиля составляет 1,5-2 года при среднем пробеге.

Почему газ не приживался в России ранее?

Аналитики выделяют несколько ключевых причин:

1.    Высокая стоимость переоборудования — установка ГБО стоит от 150 до 400 тысяч рублей.

2.    Неразвитая сеть заправок — особенно в регионах.

3.    Потеря гарантии на новый автомобиль при установке ГБО.

4.    Сокращение пространства в багажнике из-за установки баллонов.

5.    Бюрократические барьеры при оформлении переоборудования.

Безопасность и мифы

Современное газобаллонное оборудование имеет многоуровневую систему безопасности:

·         автоматические клапаны-отсекатели;

·         прочные композитные баллоны, выдерживающие высокое давление;

·         система контроля утечек;

·         термозащитные кожухи и противопожарные устройства.

Статистика показывает, что вероятность возгорания газобаллонного автомобиля ниже, чем бензинового. Для рядовых автовладельцев переход на газ может стать выгодным решением при условии преодоления психологических барьеров и при наличии развитой заправочной сети в регионе.

Источники: «За рулем», Минтранс, Постановление Правительства РФ об утверждении концепции развития рынка газомоторного топлива