Газ вместо бензина: почему в России снова заговорили о метане для автомобилей
10 сентября 2025

Правительство России утвердило новую амбициозную концепцию развития рынка газомоторного топлива до 2035 года. Этот документ должен стать катализатором перевода транспорта на более дешевое и экологичное топливо — природный газ (метан). Однако история показывает, что подобные инициативы уже не раз сталкивались с системными проблемами.
Согласно утвержденной концепции, к 2035 году планируется :
· производить до 53 тысяч газомоторных автомобилей ежегодно;
· построить почти 3 тысячи новых газозаправочных станций (АГНКС)
· увеличить долю газомоторного транспорта в общем объеме.
Для понимания масштаба: за последние 10 лет в России собрали всего 66 тысяч таких автомобилей, а в 2024 году — чуть более 5 тысяч. По состоянию на начало 2025 года в стране работает около 1000 заправочных станций, что крайне недостаточно для развития сети.
Новая концепция делает ставку на:
· коммерческий транспорт — грузовики, автобусы, коммунальную технику;
· корпоративные парки — служебный транспорт компаний;
· общественный транспорт — городские автобусы и такси;
· сельскохозяйственную технику — тракторы и уборочные машины.
Международный контекст: а как за рубежом?
Россия существенно отстает от многих стран по развитию газомоторной инфраструктуры:
· Италия — более 1500 метановых станций;
· Иран — около 2500 станций;
· Китай — активно развивает сеть АГНКС.
При этом мировой парк газомоторных транспортных средств превышает 30 миллионов единиц, а к 2030 году может вырасти до 50 миллионов.
Метан в 2-3 раза дешевле бензина в расчете на километр пробега. Один кубометр метана эквивалентен примерно 1 литру бензина по энергоемкости, но стоит значительно меньше. При текущих ценах экономия на топливе может достигать 60%, а срок окупаемости переоборудования автомобиля составляет 1,5-2 года при среднем пробеге.
Почему газ не приживался в России ранее?
Аналитики выделяют несколько ключевых причин:
1. Высокая стоимость переоборудования — установка ГБО стоит от 150 до 400 тысяч рублей.
2. Неразвитая сеть заправок — особенно в регионах.
3. Потеря гарантии на новый автомобиль при установке ГБО.
4. Сокращение пространства в багажнике из-за установки баллонов.
5. Бюрократические барьеры при оформлении переоборудования.
Безопасность и мифы
Современное газобаллонное оборудование имеет многоуровневую систему безопасности:
· автоматические клапаны-отсекатели;
· прочные композитные баллоны, выдерживающие высокое давление;
· система контроля утечек;
· термозащитные кожухи и противопожарные устройства.
Статистика показывает, что вероятность возгорания газобаллонного автомобиля ниже, чем бензинового. Для рядовых автовладельцев переход на газ может стать выгодным решением при условии преодоления психологических барьеров и при наличии развитой заправочной сети в регионе.