Главные тренды авторынка России в 2024 году
8 августа 2024
Объем эксплуатируемого парка автомобилей в этом году не изменится, но вырастет доля китайских моделей, -- к таким выводам пришли эксперты, выступившие на онлайн-конференции FIT CONF, посвященной итогам авторынка РФ за первое полугодие.
Как показало совместное исследование сети автосервисов FIT SERVICE и аналитического агентства Gruzdev-Analyze, стоимость обслуживания автомобилей уже выросла, но этот рост несопоставим со динамикой цен на машин.
Тренды рынка продаж автомобилей
Продажи новых автомобилей в России падают месяц к месяцу с апреля 2024 года. По прогнозам экспертов, по итогам текущего года в стране будет продано 1,4 – 1,5 млн машин, а это будет выше прошлогодних показателей. И 1,4 млн проданных транспортных средств позволят компенсировать объем выбывших из автопарка за год машин. Поэтому, как уточняют эксперты, в этом году парк эксплуатируемых автомобилей останется на уровне показателей прошлого года. По мнению генерального директора агентства Gruzdev-Analyze Александра Груздева, вероятность того, что уже в 2024 году авторынок повторит результаты успешного 2019 года, не высока. На рынок новых автомобилей, как считает эксперт, негативно повлияют рост ставки ЦБ и повышение утилизационного сбора, а потому во второй половине 2024 года продажи новых авто, скорее всего, будут ниже показателей первого полугодия.
В структуре рынка новых автомобилей более 60% занимают китайские бренды, а на долю российских марок приходится только 30%. Такое распределение оказывает влияние и на рынок автосервисных услуг. В сети FIT SERVICE в структуре обслуживаемых автомобилей уже доля китайских машин достигает 3,5% и за первое полугодие она выросла на 1 п.п. относительно прошлого года.
«Обслуживать машины из Поднебесной автосервисам придется «по-китайски», то есть сразу менять весь узел, а не одну деталь. Дело в том, что китайские производители сейчас легко меняют одну деталь на другую, например, в коробке передач. Модификации происходят постоянно и очень быстро. Автосервисам скоро будет крайне сложно определять в какой год или даже период года стояла такая-то деталь в коробке, а потом другая. Проще будет поменять весь узел, как и делают сейчас в Китае», – комментирует Александр Груздев.
«Обслуживать новые китайские автомобили, действительно, не просто. Чтобы выполнять необходимые работы станциям необходимо иметь в базе актуальные и обработанные каталоги запчастей, мануалы и доступ к поставке запчастей», – добавляет Александр Гараньков, директор по развитию международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE.
Тренды гарантийного парка
В 2024 году гарантийный парк автомобилей сократится на 8% до 3 млн. «Сегмент постгарантийного ремонта еще не почувствовал значительного снижения автомобилей на обслуживании. Однако, по итогам 2025 года, когда закончится гарантия автомобилей 2022 года выпуска, на обслуживание в независимые автосервисы поедет лишь 0,6 млн автомобилей вместо обычных 1,6 млн. То есть на сервисы поступит практически в три раза меньше машин, чем было всегда с 2017 года. Это повлияет на работу СТО», – считает Александр Груздев.
Важнейший показатель динамики сферы послепродажного обслуживания – средний ежедневный пробег автомобилей. За первое полугодие 2024 года этот показатель упал на 2% (-119 км) и составил 5459 км. «Эту тенденцию мы отмечаем уже на протяжении 1,5 года. По итогам года ожидаем, что снижение продолжится. Этот оказывает влияние на весь рынок постгарантийного обслуживания: на количество машинозаездов на СТО, на число ремонтов и ТО. Чем меньше мы ездим, тем меньше чиним свои автомобили», – комментирует Александр Груздев.
Другие тренды, такие как старение автопарка и увеличение срока эксплуатации личных автомобилей, невелируют негативные тенденции и позволяют автосервисам наращивать прибыль. Перечислим позитивные тренды. По данным FIT SERVICE, по за отчетное полугодие выручка на пост выросла на 12%, а на каждое СТО – на 13%. Средняя сумма, потраченная автовладельцем в сети (ARPU), выросла на 24% год к 2023 году до 15 562 рублей.
«Водители стали больше услуг и запчастей в СТО. Сами ремонты стали более сложными и трудозатратными. Это логично – чем старше машина, тем более серьезного ремонта она требует. На 15% выросло количество норма-часов на одного клиента, на 0,5 штук больше запчастей в каждом заказ-наряде и на 17% выросла стоимость услуг», – объясняет Александр Гараньков.
Но стоит признать, что даже такая динамика стоимости обслуживания автомобилей в России не соответствует мировым тенденциям. Сравнение средних показателей расходов на ремонт машин и доли этих затрат в стоимости автомобиля за последние 14 лет, показало, что средняя стоимость авто выросла на 146%, а затраты на ремонт всего лишь на 54%. Доля затрат на ремонт к стоимости самого автомобиля снизилась с 2% в 2009 году до 0,07% в 2003 году. «Чаще всего в развитых странах на ремонт автомобиля тратится около 2% от его стоимости. Именно этот показатель обычно считается нормой при любых аналитических оценках ранка услуг СТО. В России при этом цифра значительно ниже – 0,07%. Таким образом, можно говорить о потенциале для роста этой строки в бюджете автовладельца», – отмечает Александр Груздев.