Какие б/у запчасти нельзя использовать при ремонте автомобиля
2 мая 2024
Специалисты НИИАТ изучили мировую законодательную практику по вопросу применения б/у автокомпонентов при ремонте по ОСАГО. В мире последние годы наблюдается усиление тренда на использование восстановленных и б/у запчастей. Однако, в отличие от России, где этот тренд усиливается на фоне трудностей с поставками новых запчастей, за рубежом он реализуется в рамках перехода к «зеленой экономике» и сокращения использования ресурсов и защиты окружающей среды.
Так, во Франции был принят закон, который не просто разрешает, а обязывает автосервисы предлагать клиентам возможность использовать при ремонте авто восстановленные или бывшие в употреблении детали, эквивалентные новым оригинальным запчастям.
Как отмечают в НИИАТ, зарубежный опыт предусматривает, что восстановленные и б/у запчасти соответствуют стандартам, которые предъявляются к новым деталям с точки зрения качества, безопасности и долговечности.
Если же говорить о страховых компаниях, то, например, в Великобритании из 20 страховщиков все используют запчасти вторичного рынка и почти все – переработанные детали. «Страховые компании исходят из того, что, если автомобиль не новый, то его компоненты являются бывшими в употреблении и их необязательно заменять новыми деталями. Это оформляется на законодательном уровне», – уточняют в НИИАТ.
Проанализировав нормативную практику разных стран, специалисты составили перечень автокомпонентов, которые небезопасно использовать повторно:
· все подушки безопасности,
· автоматические и неавтоматические ремни безопасности в сборке,
· сиденья в тех случаях, когда крепления ремней безопасности и/или подушки безопасности встроены в них,
· устройства блокировки рулевого управления, воздействующие на рулевую колонку,
· иммобилайзеры,
· системы последующей обработки выбросов (например, каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры),
· глушители.
По мнению Сергея Ефремова, директора по защите активов Российского Союза Автостраховщиков (РСА), проблемы с запчастями беспокоят практически всех страховщиков, которые занимаются ОСАГО. «Особенно эта проблема актуальна для Дальнего Востока. Например, в Приморском крае 85% автомобилей – праворульные, со средним сроком эксплуатации 20 лет, – отметил Сергей. – Эти автомобили, конечно же, никто не ремонтирует новыми запчастями. СТО и автовладельцы используют б/у запчасти, привезенные с так называемых «разборок» Японии и Кореи. Хотя страховщики при этом по Единой методике (прим.: определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства) делают расчет по новым запчастям, но их просто нет в наличии».
Таким образом, применение б/у и восстановленных запчастей в рамках ОСАГО помогло бы поднять долю натурального возмещения, то есть ремонта, в том числе и по праворульным автомобилям, сняв тем самым с автовладельцев необходимость самостоятельно искать нужные запчасти и договариваться с автосервисом.