28 августа 2025,
02:08
Москва

Lada Iskra в Санкт-Петербурге: как бывший завод Nissan осваивает новый бренд

27 августа 2025

Lada Iskra в Санкт-Петербурге: как бывший завод Nissan осваивает новый бренд
Санкт-Петербургский автозавод, ранее известный как производственная площадка Nissan, готовится к запуску серийного производства автомобилей Lada Iskra. Этот шаг знаменует собой важный этап в развитии предприятия, которое за последние годы пережило несколько трансформаций — от сборки японских кроссоверов до выпуска автомобилей под брендом Xcite и теперь — российских Lada.

Согласно официальной информации, летом 2025 года из Тольятти в Санкт-Петербург было отправлено 200 машинокомплектов Lada Iskra для отработки технологических операций, обучения персонала и контроля качества. Каждый такой комплект включает около 1000 сборочных единиц — от окрашенного кузова и силового агрегата до элементов салона и шасси.

С начала сентября 2025 года на предприятие начнутся регулярные поставки сборочных комплектов для серийного производства всех модификаций семейства Lada Iskra. Речь идет о седане, универсале и версии SW Cross в различных цветовых решениях и комплектациях, с механической и автоматической трансмиссиями.

По данным пресс-службы АвтоВАЗа, до конца 2025 года «Автозавод Санкт-Петербург» планирует выпустить до 4000 автомобилей Lada Iskra. Важно отметить, что автомобили, собранные в Тольятти и Санкт-Петербурге, будут технически и визуально идентичны, что гарантирует единые стандарты качества независимо от места производства.

Соглашение об организации производства Lada Iskra в Санкт-Петербурге было подписано еще в середине июня 2025 года на площадке ПМЭФ-2025 президентом АвтоВАЗа Максимом Соколовым и генеральным директором «Автозавода Санкт-Петербург» Иваном Мироновым.

Исторический контекст


Нынешний «Автозавод Санкт-Петербург» имеет богатую историю. До 2022 года предприятие контролировалось японской компанией Nissan и выпускало модели этой марки — Teana, X-Trail, Murano, Pathfinder и Qashqai. На пике своей деятельности, в 2018 году, завод выпустил рекордные 56 525 автомобилей.

Однако весной 2022 года завод был остановлен по политическим причинам, а в октябре того же года перешел в госсобственность и был передан ФГУП «НАМИ». В 2023 году предприятие ненадолго перешло под управление АвтоВАЗа и было переименовано в «Лада Санкт-Петербург», где начался выпуск китайского FAW Bestune T77 под названием LADA X-Cross 5. Но проект оказался неудачным — выпустили всего 170 экземпляров, и в феврале 2024 года завод вернулся в собственность НАМИ.

Под текущим названием «Автозавод Санкт-Петербург» предприятие в 2024 году запустило новый автомобильный бренд Xcite, представив модели X-Cross 7 и X-Cross 8, которые являются адаптированными версиями Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro соответственно. Однако и этот проект столкнулся со сложностями — при плане в 25 000 машин в 2024 году было выпущено около 16 500, а реализовано всего 5 511 автомобилей.

Текущие вызовы

Несмотря на оптимистичные планы по запуску производства Lada Iskra, предприятие сталкивается с серьезными проблемами. Согласно данным портала Rusprofile, финансовые показатели ООО «Автозавод Санкт-Петербург» демонстрируют устойчивое снижение: выручка в 2023 году составила 3,7 млрд рублей против 36,7 млрд в 2022 году, а чистый убыток достиг 13,7 млрд рублей.

Кроме того, в конце июля — августе 2025 года завод временно приостановил сборку автомобилей Xcite, отправив персонал в коллективный отпуск. Это решение было принято на фоне введения четырехдневной рабочей недели на других крупных автомобильных предприятиях России, таких как КАМАЗ и ГАЗ, которые ссылались на отсутствие перспектив роста рынка и недоступность финансовых инструментов для приобретения автомобилей.

Перспективы развития

Запуск производства Lada Iskra на петербургском заводе может стать поворотным моментом в истории предприятия. С одной стороны, это возможность загрузить простаивающие мощности и повысить эффективность работы завода. С другой — шанс укрепить позиции на российском авторынке, предложив потребителям популярную модель, собранную в Северной столице.

Для АвтоВАЗа же это возможность расширить производственные мощности и увеличить объемы выпуска одной из своих ключевых моделей без значительных капиталовложений в строительство новых заводов.

Источники: АвтоВАЗ, Авто.ру, Autostat. Фото: Lada.ru