Льготы на утиль: в Госдуме предложили освободить от сбора многодетные семьи и ветеранов
28 октября 2025

На фоне грядущего ужесточения правил расчета утильсбора для частных лиц в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий социальные льготы для наиболее уязвимых категорий граждан. Инициатива, исходящая от фракции ЛДПР, предлагает полностью освободить от этого платежа многодетные семьи, инвалидов I группы, а также ветеранов боевых действий, включая участников СВО.
Поводом для столь срочного законодательного предложения стало подготовленное Минпромторгом постановление, которое с 1 декабря меняет подход к расчету сбора для физических лиц. Согласно новым правилам, граждане, ввозящие в Россию автомобили с двигателем мощностью свыше 160 л.с., будут платить утильсбор по тем же ставкам, что и коммерческие импортеры.
«Разница неимоверная — в результате стоимость автомобиля может взлететь на несколько миллионов рублей», — заявил председатель ЛДПР Леонид Слуцкий. Он подчеркнул, что без предоставления льгот социально незащищенные семьи могут лишиться возможности приобрести личный транспорт для базовых нужд: чтобы доехать до работы, больницы или места учебы детей.
Законопроектом предусмотрено, что льгота будет предоставляться только на один автомобиль для каждой семьи или гражданина. Эта инициатива перекликается с ранее озвученным предложением от Общественной палаты – ввести трехлетнюю отмену утильсбора для семиместных авто, покупаемых многодетными семьями.
Концепция «утильного сбора» или налога на утилизацию существует во многих странах, но ее цели и механика кардинально различаются. Например, в Германии и других странах ЕС действует система утилизационного сбора, который оплачивается производителем или импортером один раз при первой регистрации нового автомобиля и включается в его цену. Его цель — гарантировать экологичную утилизацию автомобиля в конце его жизненного цикла.
В отличие от российской модели, которая для физлиц часто воспринимается как разовый налог при ввозе, в Европе этот сбор уже давно является неотъемлемой частью стоимости нового авто и не зависит от мощности двигателя. При этом для старых автомобилей, сдаваемых в утиль, государство часто выплачивает премии, стимулируя обновление парка.
Подробнее об изменении правил учета утильсбора мы рассказывали здесь.