На пути к электромобилю
3 августа 2011
Электромобиль приближается. Это то, в чем сходятся мнения всех прогнозистов автомобильной промышленности. Но когда же это случится? Ответ на этот вопрос не столь однозначен. По крайней мере, ясно одно: идея технологической революции, которая внезапно принесет миллионы электрических автомобилей на улицы, не выдерживает против жестких экономических фактов. Даже в 2020 году, литий-ионный аккумулятор с дальностью действия в 200 километров будет стоить более 5 тыс. евро. Есть много аргументов в пользу утверждения, что переход на электромобили будет постепенным. Но эта эволюция приведет к открытию новых возможностей. Даже если это займет больше десяти лет, период абсолютного перехода на электрокары представит ряд конкретных решений для целевых рынков.
Ежегодно, Bosch инвестирует 400 млн. евро в проекты, связанные с электрификацией трансмиссии, и около 800 инженеров работают, чтобы сделать видение электронного движения реальностью. Но разработки - всего лишь полдела. Убедить водителей в преимуществах электромобилей - еще одна серьезная проблема. Для этого необходимо представлять потребителям готовые решения прямо сейчас. Прототипы, которые устанавливают новые рекорды, но не готовы к серийному производству, будут мало способствовать широкому распространению электрических автомобилей, в отличие от E-Bike, который доступен на сегодняшний день и уже показывает преимущества электромобилизации. На самом деле, 18 марок E-Bike уже оснащены системами привода Bosch. Это примечательно, учитывая, что компания является автомобильным поставщиком. И до тех пор, пока тяговые батареи для больших расстояний остаются дорогими, то имеет смысл подумать о том, как и где тем временем может быть применена батарейная технология. На пути к электромобильности, небольшие шаги не менее важны для будущего успеха.
Возьмем, к примеру, гибриды. Этот тип автомобиля работает на относительно компактной и доступной батарее для коротких дистанций. Автомобиль может быть подключен, и батарея заряжена от электричества. В сочетании с бензиновым или дизельным двигателем для дальних поездок, гибриды вскоре могут стать реалистичным вариантом. Это может быть отличным решением для семьи, которая ездит по делам в городе, используя электропривод, а затем посещает родственников в нескольких сотнях километров, включая двигатель внутреннего сгорания. Технически говоря, комбинированные системы, подобные этой, требуют богатого опыта во всех типах привода - очень хороших структурированных знаний, которые Bosch предлагает, как глобальный поставщик. Такой широкий спектр ноу-хау позволил компании выйти за рамки «или/или» обычных и электрических двигателей, чтобы придумать технологии, которые сочетают оба.
Должен также осуществляться и технический прогресс всех приводов. С одной стороны, необходимо сократить расход топлива двигателя внутреннего сгорания еще на треть. Это особенно важно, если учесть, что около 95 процентов всех новых автомобилей в 2020 году будут по-прежнему получать питание от дизельных и бензиновых двигателей. С другой стороны, многое должно быть сделано и для снижения стоимости электромобилей и увеличения их диапазона. Дальнейшее развитие литий-ионных батарей будет играть решающую роль. Bosch производит такие батареи на совместном предприятии SB LiMotive вместе с Samsung SDI. В долгосрочной перспективе, мощность таких батарей должна, по крайней мере, удвоиться.
Все же, инженерные задания, которые стоят перед автомобильной индустрией, выходят далеко за рамки изложенного, и включают в себя электродвигатели и силовую электронику. Во всяком случае, корпоративная стратегия должна быть основана не только на широком опыте, но и на глубоких технических ноу-хау. Руководствуясь этим к 2013 г. Bosch будет снабжать 12 автопроизводителей компонентами и системами, необходимыми для 20 проектов, связанных с электромобилями. На самом деле, электрификация трансмиссии дает огромные возможности для поставщиков, которые специализируются на электрике и электронике. Вместе, эти области имеют долю в 40 процентов добавленной стоимости современных автомобилей, и эта доля вырастет до 75 процентов в электрических автомобилях завтрашнего дня.
До тех пор, есть еще много препятствий, которые нужно преодолеть. Для компании не достаточно сократить расходы в изоляции. Объединение производства и стандартизация компонентов также будут необходимы. На данный момент, стандартизированы не только разъемы для силовой электроники, что делает их столь же дорогими, как очень сложные полупроводники, которые выполняют фактически те же функции. Такой небольшой пример показывает, сколько потенциала для экономии остается неиспользованным в этой отрасли. Для достижения эффекта масштаба, также необходимо сотрудничество - между автопроизводителями, а также между автопроизводителями и поставщиками. Именно поэтому Daimler и Bosch решили объединить свои усилия по разработке и производству электродвигателей для электрических транспортных средств.
Помимо трансмиссионных технологий, есть еще целый ряд вопросов, требующих ответа. Как можно гарантировать, что обучено достаточное количество инженеров для создания транспортных средств будущего? Как электромобиль «уживется» с другими видами транспорта? Как зарядить батарею от основной электросети? Это относится и к людям, живущим в квартире на четвертом этаже и к тем, кто их посещает. Есть целый ряд новых услуг для решения таких проблем. Построение маршрута поездки к месту зарядки аккумулятора и обеспечение процесса оплаты через договоренности с компаниями-поставщиками электроэнергии - эти и другие онлайн-бизнес-модели Bosch сейчас тестирует в пилотном проекте в Сингапуре.
Проект показывает, где заложены наилучшие возможности для электромобилей - в мегаполисах мира. К 2015 году более чем в 60 городах по всему миру - вдвое больше, чем в 1995 году - население будет насчитывать более 5 миллионов человек. Этот процесс урбанизации делает приемлемым ограниченный, в настоящее время, выбор электрокаров. Электрический автомобиль на подходе. Конечно, он не появится в одночасье, а скорее в определенных применениях. И эти применения скоро привлекут покупателей.