Параллельный импорт автомобилей в России продлили еще на год
10 декабря 2025

Государственная дума окончательно приняла закон, продлевающий действие механизма параллельного импорта до конца 2026 года. Этот антисанкционный режим, действующий с мая 2022 года, разрешает ввоз товаров, включая автомобили, без согласия правообладателя, производителя или официального дилера.
Это решение означает, что «серый» канал поставок автомобилей, ставший ключевым источником пополнения российского автопарка новыми иномарками после 2022 года, продолжит работу. Через параллельный импорт в страну поступают как новые, так и подержанные автомобили брендов, приостановивших официальные поставки.
Параллельный импорт оказал колоссальное влияние на рынок. По оценкам Автостата, только за 2023 год через этот канал в Россию было ввезено 225 000 новых и подержанных легковых автомобилей, в 2024 – 181 000. Это позволило компенсировать значительную часть оттока официальных поставок и сдержать взрывной рост цен.
В 2024 году доля параллельного импорта в общем объеме ввезенных иномарок оставалась высокой, особенно для премиальных брендов (Mercedes-Benz, BMW, Porsche), а также для японских марок (Toyota, Lexus). Продление режима даст рынку стабильность и позволит компаниям-импортерам строить долгосрочные логистические цепочки.
Параллельный импорт — не российское изобретение. Это правовая доктрина, известная во всем мире как «исчерпание прав» или «правило первой продажи». Её суть в том, что если производитель легально продал свой товар в одной стране, он не может запрещать его дальнейшую перепродажу в другой. Однако в обычных условиях бренд вправе ограничивать гарантийное обслуживание таких машин.
Уникальность российской ситуации в том, что механизм введен в одностороннем порядке на государственном уровне как ответ на санкции, что сделало его основным, а не альтернативным, каналом ввоза для целого ряда брендов. Это крупнейший в истории пример использования данной правовой модели в автомобильной сфере.