23 апреля 2024,
00:04
Москва

Поддельные запчасти и беспокойства российских автомобилистов

4 марта 2024

Поддельные запчасти и беспокойства российских автомобилистов

До 74% российских автомобилистов опасаются, что при посещении СТО для ремонта или обслуживания их авто специалисты сервиса будут использоваться поддельные или б/у запчасти. В 2022 году на долю таких автовладельцев приходилось только 48%. Такие результаты показывает исследование специалистов сети автосервисов Fit Service и агентства Gruzdev Analyze.

Тревожность автомобилистов растет

По мнению Татьяны Овчинников, директора Fit Service, рост количества подделок на рынке автозапчастей фиксируется уже второй год подряд. По данным Fit Service, в 2023 году было собрано большое количество сообщений о таких случаях.

«Никто не хочет рисковать своим автомобилем, слишком дорого может обойтись этот риск, поэтому фактор доверия к СТО выходит сегодня на первый план, -- отмечает Татьяна. -- Мы рекомендуем водителям очень взвешенно и обдуманно подходить к вопросу обслуживания автомобиля».

Также автомобилисты опасаются обмана на СТО по количеству выполненных работ. Такой ответ выбрали 54% участников опроса. Еще одно опасение – увеличенные сроки ремонта, что тревожит 45% опрощенных.

исследование опасение автомобилистов при визите на СТО

Ситуация с поддельными запчастями

По данным аналитиков, отраженных в исследованиях прошлых лет, ранее 23% российских СТО уже столкнулись с поддельными запчастями. И наибольшее количество подделок встречалось в товарной «масла и ГСМ» (30%). Еще 23% респондентов отмечают также группу «свечи зажигания», а 15% и 14% -- «фильтры» и «детали подвески и рулевого управления» соответственно.

в каких категориях запчастей больше подделок

«В прошлом году в Россию 104 компании ввезли масло Shell. Это были поставки из Омана, Гонконга, Вьетнама, Китая, Сингапура, Малайзии и других стран. Что из этого оригинал? Нет механизма контроля и проверки данных товарных групп, поэтому, очевидно, что подделок значительно больше, чем выявляют профессиональные участники рынка», – комментирует Александр Груздев, генеральный директор аналитической компании Gruzdev Analyze. И тенденцию роста объемов поддельной продукции в России подтверждают и представители компаний-дистрибьюторов автозапчастей.

Дефицита запчастей для ТО нет

По мнению экспертов, на 90% ассортимент запчастей и расходников для планового ТО закрывают бренды, представленные в России. Ранее объемы поставок запчастей по каналам параллельного рынка активно рос, но в третьем квартале 2023 года эти темпы заметно снизились. Как считают эксперты, спад объясняется тем, что в стране уже сформировались стоки запчастей на складах дистрибьюторов. Кроме того, такое снижение стало следствием проблем с перечислением средств продавцам, а также трудностей в сфере логистики.

Доля запчастей приемиального сегмента сократилась по итогам 2023 года до 23%, среднеценовой сегмент остается стабильным и занимает 35% в корзине запчастей, а эконом-сегмент вырос до 48% в отчетный год.

За последние два года на российский рынок запчастей вышли бренды, качество продукции у которых сильно разнится, считают эксперты. Однако оно коррелируют с ценой: чем дешевле продукт, тем ниже его качество. «Водители сегодня выбирают не бренд, а стоимость запчасти: «подешевле, среднюю или дорогую». Мы ожидаем, что такой подход сохранится в ближайшие годы, пока новые бренды не закрепятся в сознании людей», – считает Татьяна.