06 октября 2024,
11:10
Москва

Результаты и перспективы: PwC об итогах рынка

23 января 2013

Результаты и перспективы: PwC об итогах рынка

По данным агентства PricewaterhouseCoopers, в 2012 году российский авторынок занял второе место в общемировом зачете, уступив по объемам продаж только Германии. Всего в России в прошлом году было продано 2,76 млн новых легковых авто, что соответствует 10-процентному приросту в сравнении с показателем 2011 года. В денежном выражении рынок прибавил 21% и вырос до 71 млрд долларов. По мнению PwC, в2012 году российский авторынок встал на путь устойчивого умеренного роста.

В структуре продаж новых легковых автомобилей в 2012 году до 1,215 млн единиц пришлось на иномарки российского производства. В сравнении с 2011 года данный сегмент рынка вырос на 17% и занял 44-процентную долю рынка. Автомобилей отечественных брендов было продано 580 000 единиц, что на 6,5% меньше, чем в предыдущем году. Доля импортных авто на российском рынке выросла в 2012 году на 15% и составила 965 000 единиц.

PwC сообщает также, что в 2012 году авторынок России превысил показатель продаж 2008 года. При этом динамика рынка была неоднородной, во втором полугодии прирост продаж значительно замедлился, и четче вырисовалась тенденция к стабилизации темпов роста. В предыдущие годы, в период с 2010 по 2011 года, высокая динамика авторынка объяснялась эффектом низкой базы (в 2008-2009 гг. продажи существенно сократились), однако с середины 2011 года темпы роста стали замедляться, а сам рынок в абсолютном выражении продолжил существенный прирост. О стабилизации авторынка можно судить по тому, что последние три года сезонность продаж становится все более предсказуемой, считают в PwC.

По мнению аналитиков, в 2013 году емкость российского авторынка увеличится на 5%, всего будут проданы 2,9 млн автомобилей, при этом наибольший прирост (9%) продемонстрирует сегмент иномарок российского производства, который вырастет до 1,33 млн единиц. К числу факторов, сдерживающих рост авторынка России, специалисты PwC относят нестабильную экономическую ситуацию в Европе, введение утилизационного сбора, а также более консервативный подход автопроизводителей и дилеров к планированию запасов вследствие снижения спроса в конце 2012 года и высокую стоимость владения автомобилей. Стимулируют рост рынка такие факторы как растущий ВВП, снижение уровня безработицы, относительно стабильный курс доллара, рост экономики Китая, а также растущая доля иностранных брендов, осуществляющих выпуск своих авто на территории России. Согласно долгосрочному прогнозу PwC, в период с 2014 по 2017 гг. авторынок России будет прибавлять ежегодно по 3%, а в период до 2022 года ежегодный прирост составит 2%.

В PwC считают, что высокая стоимость владения авто является одним из главнейших факторов, сдерживающих рост российского авторынка. В стоимость владения авто входят такие расходы, как кредиты, страховка, ТО, расходы на топливо, налоги и сборы, а также штрафы и другие затраты. Если сравнить с Великобританией или США, то стоимость владения автомобилем в России окажется на порядок выше в абсолютном выражении. Из-за такой завышенной стоимости многие потребители не могут приобрести себе новый автомобиль, а потому в автопарке страны существенную долю занимают авто возрастом 10 лет и выше. Такие автомобили имеют высокий расход топлива и высокий объем вредных выбросов, владельцы таких машин обычно экономят на страховке, ТО и качественном топливе. Снижение стоимости владения автомобилем – это общий интерес всех участников рынка, так как именно так можно добиться увеличения объемов реализации авто, а также продавать больше сопутствующих товаров и услуг. К тому же снижение этой стоимости поспособствует более активному обновлению автопарка страны. По мнению PwC, стимулировать такую тенденцию могут государство и власти на местах за счет таких инструментов как налоги и сборы, топливные акцизы, стимулирование производства (ввоза) автопроизводителями и приобретения покупателями более экономичных и экологичных авто, субсидии по кредитам, а также развитие инфраструктуры утилизации старых авто, которая в дальнейшем станет залогом долгосрочного роста российского авторынка.