27 июля 2024,
16:07
Москва

Сравнение вентиляторов охлаждения

1 июня 2011

В преддверии сезонного увеличения спроса на вентиляторы охлаждения мы публикуем сравнительный анализ данной продукции различных производителей.

В майских испытаниях приняли участие электровентиляторы трех производителей (согласно «Закона о рекламе» конкретные торговые марки не называются):

  1. «Штатный»
  2. «Новые» (данная продукция выпускается под 4 торговыми марками!)
  3. LUZAR

Исследовались следующие параметры:

  • диаметра крыльчатки
  • скорость вращения
  • энергопотребление
  • щеточный узел
  • система искрогашения
  • обмотки ротора
  • мощность электродвигателя

Объекты испытаний, общий вид (фото 1, 2 и 3).

Все вентиляторы имеют индивидуальную упаковку.

Фото 1. «Штатный» вентилятор. Гарантийный срок – неизвестно
Крыльчатка 8-ми лопастная


Фото 2. «Новые» вентиляторы (полностью идентичны друг другу). Гарантийный срок – 1 год или 2 года.
Крыльчатка 8-ми лопастная, имеет обод.


Фото 3.
Вентилятор «LUZAR». Гарантийный срок – 2 года.
Крыльчатка 8-ми лопастная, спрофилированная.

Параметр 1. Диаметр крыльчатки.

«Штатный» - 280мм
«Новый» - 272мм
«LUZAR» - 262мм

Вывод: диаметр крыла влияет на объем подаваемого воздуха – прямая корреляция, то есть чем больше диаметр, тем больше будет подача. Спрофилированный профиль крыльчатки вентилятора «LUZAR» компенсирует ее меньший диаметр.

Параметр 2. Энергопотребление и частота вращения.

Замер производился в 2-х режимах – в момент запуска и при работе.

Производитель

В момент запуска, А

Энергопотребление при работе, А

Частота вращения, об/мин

«Штатный»

25 А

7 А

2277

«Новые»

30 А

12 А

2436

LUZAR

35 А

10 А

2643

Вывод: лидер по скорости вращения – вентилятор «LUZAR» - его частота превышает ближайшего соперника на 8,5%, аутсайдера – на 16%. При этом при работе вентиляторы «LUZAR» показывают не самое большое энергопотребление.

Параметр 3. Подшипниковый узел

«Штатный» - с одной стороны вала втулка, с другой – шариковый подшипник (фото 4)
«Новые» - с одной стороны вала втулка, с другой – шариковый подшипник (фото 4)
«LUZAR» - с обоих сторон вала используется шариковый подшипник (фото 5)

Вывод: ресурс вентилятора «LUZAR» будет на 30-50% превышать ресурс конкурентов

Фото 4. Вентиляторы «Штатный» и «Новые» (имеют идентичную конструкцию)


Фото 5. Вентилятор «LUZAR» (отлично видны два подшипника на валу)


Параметр 4. Щеточный узел

«Штатный» - сечение щеток 6,5х6,5мм, длина щеток 11мм. Крепление щеток при помощи проводов. Не очень хорошая пайка (фото 6)

«Новые» - сечение щеток 6,5х6,0мм, длина щеток 11мм. Крепление щеток при помощи проводов. Пайка более технологична, чем у «штатного» (фото 7)

«LUZAR» - сечение щеток 7,0х8,0мм, длина щеток 20мм. Для соединения щеточных узлов и искрогасящих дросселей используются латунные пластины, к которым специальными токопроводящими сварными клещами привариваются подводящие провода и провода щеток (это приводит к уменьшению переходных сопротивлений и меньшему нагреву) (фото 8)

Фото 6. Щеточный узел вентилятора «Штатный»


Фото 7. Щеточный узел вентиляторов «Новые»


Фото 8. Щеточный узел вентилятора «LUZAR»

Вывод: ресурс вентилятора «LUZAR» на 100-150% превысит ресурс конкурентов. Такой ошеломительный вывод следует из:
а) значительно большего объема щеток – на 140-160%!
б) более совершенного метода крепления щеток – посредством латунных пластин, а не проводов

Параметр 5. Система искрогашения

«Штатный» - искрогасящие дроссели отсутствуют (фото 6)
«Новые» - искрогасящие дроссели отсутствуют (фото 7)
«LUZAR» - используются искрогасящие дроссели (фото 8)

Вывод: вентиляторы «Штатный» и «Новые» будут иметь существенно большее сопротивление, что неизбежно снизит срок службы электродвигателя

Параметр 6. Обмотки ротора (Фото 9 и 10)

«Штатный» - на фото 9 и 10 по центру
«Новые» - на фото 9 и 10 справа
«LUZAR» - на фото 9 и 10 слева

Фото 9. Вид ротора с задней стороны


Фото 10. Вид ротора со стороны крыльчатки


Вывод: Видно, что на роторе вентилятора «LUZAR» (на фото слева) используется наибольшее количество меди (двойная обмотка ротора), что приводит к усилению магнитного потока и мощности электродвигателя при тех же габаритах.

Таким образом, можно сделать следующие общие выводы:

  1. Вентиляторы «Штатный» и «Новые» имеют устаревшую конструкцию, неизменную с 70-х годов;
  2. Вентиляторы «Новые» являются несколько улучшенной копией вентилятора «Штатный», однако с рядом упрощений и удешевлений конструкции и материалов;
  3. Учитывая большую скорость вращения и спрофилированную крыльчатку вентилятор «LUZAR» обеспечит большую подачу воздуха даже несмотря на меньший диаметр рабочего колеса;
  4. Учитывая ряд непревзойденных преимуществ:
    - два шариковых подшипника
    - большее сечение щеток на 140-160%
    - крепление щеток при помощи латунных пластин, а не проводов
    - применение искрогасящих дросселей
    - большее количество магнитопровода
    вентиляторы «LUZAR» имеют ресурс, в 2-3 раза превышающий ресурс вентиляторов «Штатный» и «Новые»

Конечно же испытания, проведенные производителем вентиляторов «LUZAR», сложно назвать «объективными». Однако мы старались максимально подробно осветить конструктивные особенности всех трех типов вентиляторов – а выводы Вы можете делать самостоятельно.

При желании любой сможет повторить такое исследование – все важные параметры указаны.

К сожалению, в наше исследование мы не смогли включить следующие параметры:

  1. объем подачи воздуха (сделаны только косвенные выводы на основе профиля, диаметра и скорости вращения)
  2. наработка на ресурс

В ближайшее время мы дополним наше исследование этими показателями.