Сравнение вентиляторов охлаждения
1 июня 2011
В преддверии сезонного увеличения спроса на вентиляторы охлаждения мы публикуем сравнительный анализ данной продукции различных производителей.
В майских испытаниях приняли участие электровентиляторы трех производителей (согласно «Закона о рекламе» конкретные торговые марки не называются):
- «Штатный»
- «Новые» (данная продукция выпускается под 4 торговыми марками!)
- LUZAR
Исследовались следующие параметры:
- диаметра крыльчатки
- скорость вращения
- энергопотребление
- щеточный узел
- система искрогашения
- обмотки ротора
- мощность электродвигателя
Объекты испытаний, общий вид (фото 1, 2 и 3).
Все вентиляторы имеют индивидуальную упаковку.
Фото 1. «Штатный» вентилятор. Гарантийный срок – неизвестно
Крыльчатка 8-ми лопастная
Фото 2. «Новые» вентиляторы (полностью идентичны друг другу). Гарантийный срок – 1 год или 2 года.
Крыльчатка 8-ми лопастная, имеет обод.
Фото 3. Вентилятор «LUZAR». Гарантийный срок – 2 года.
Крыльчатка 8-ми лопастная, спрофилированная.
Параметр 1. Диаметр крыльчатки.
«Штатный» - 280мм
«Новый» - 272мм
«LUZAR» - 262мм
Вывод: диаметр крыла влияет на объем подаваемого воздуха – прямая корреляция, то есть чем больше диаметр, тем больше будет подача. Спрофилированный профиль крыльчатки вентилятора «LUZAR» компенсирует ее меньший диаметр.
Параметр 2. Энергопотребление и частота вращения.
Замер производился в 2-х режимах – в момент запуска и при работе.
Производитель |
В момент запуска, А |
Энергопотребление при работе, А |
Частота вращения, об/мин |
«Штатный» |
25 А |
7 А |
2277 |
«Новые» |
30 А |
12 А |
2436 |
LUZAR |
35 А |
10 А |
2643 |
Вывод: лидер по скорости вращения – вентилятор «LUZAR» - его частота превышает ближайшего соперника на 8,5%, аутсайдера – на 16%. При этом при работе вентиляторы «LUZAR» показывают не самое большое энергопотребление.
Параметр 3. Подшипниковый узел
«Штатный» - с одной стороны вала втулка, с другой – шариковый подшипник (фото 4)
«Новые» - с одной стороны вала втулка, с другой – шариковый подшипник (фото 4)
«LUZAR» - с обоих сторон вала используется шариковый подшипник (фото 5)
Вывод: ресурс вентилятора «LUZAR» будет на 30-50% превышать ресурс конкурентов
Фото 4. Вентиляторы «Штатный» и «Новые» (имеют идентичную конструкцию)
Фото 5. Вентилятор «LUZAR» (отлично видны два подшипника на валу)
Параметр 4. Щеточный узел
«Штатный» - сечение щеток 6,5х6,5мм, длина щеток 11мм. Крепление щеток при помощи проводов. Не очень хорошая пайка (фото 6)
«Новые» - сечение щеток 6,5х6,0мм, длина щеток 11мм. Крепление щеток при помощи проводов. Пайка более технологична, чем у «штатного» (фото 7)
«LUZAR» - сечение щеток 7,0х8,0мм, длина щеток 20мм. Для соединения щеточных узлов и искрогасящих дросселей используются латунные пластины, к которым специальными токопроводящими сварными клещами привариваются подводящие провода и провода щеток (это приводит к уменьшению переходных сопротивлений и меньшему нагреву) (фото 8)
Фото 6. Щеточный узел вентилятора «Штатный»
Фото 7. Щеточный узел вентиляторов «Новые»
Фото 8. Щеточный узел вентилятора «LUZAR»
Вывод: ресурс вентилятора «LUZAR» на 100-150% превысит ресурс конкурентов. Такой ошеломительный вывод следует из:
а) значительно большего объема щеток – на 140-160%!
б) более совершенного метода крепления щеток – посредством латунных пластин, а не проводов
Параметр 5. Система искрогашения
«Штатный» - искрогасящие дроссели отсутствуют (фото 6)
«Новые» - искрогасящие дроссели отсутствуют (фото 7)
«LUZAR» - используются искрогасящие дроссели (фото 8)
Вывод: вентиляторы «Штатный» и «Новые» будут иметь существенно большее сопротивление, что неизбежно снизит срок службы электродвигателя
Параметр 6. Обмотки ротора (Фото 9 и 10)
«Штатный» - на фото 9 и 10 по центру
«Новые» - на фото 9 и 10 справа
«LUZAR» - на фото 9 и 10 слева
Фото 9. Вид ротора с задней стороны
Фото 10. Вид ротора со стороны крыльчатки
Вывод: Видно, что на роторе вентилятора «LUZAR» (на фото слева) используется наибольшее количество меди (двойная обмотка ротора), что приводит к усилению магнитного потока и мощности электродвигателя при тех же габаритах.
Таким образом, можно сделать следующие общие выводы:
- Вентиляторы «Штатный» и «Новые» имеют устаревшую конструкцию, неизменную с 70-х годов;
- Вентиляторы «Новые» являются несколько улучшенной копией вентилятора «Штатный», однако с рядом упрощений и удешевлений конструкции и материалов;
- Учитывая большую скорость вращения и спрофилированную крыльчатку вентилятор «LUZAR» обеспечит большую подачу воздуха даже несмотря на меньший диаметр рабочего колеса;
- Учитывая ряд непревзойденных преимуществ:
- два шариковых подшипника
- большее сечение щеток на 140-160%
- крепление щеток при помощи латунных пластин, а не проводов
- применение искрогасящих дросселей
- большее количество магнитопровода
вентиляторы «LUZAR» имеют ресурс, в 2-3 раза превышающий ресурс вентиляторов «Штатный» и «Новые»
Конечно же испытания, проведенные производителем вентиляторов «LUZAR», сложно назвать «объективными». Однако мы старались максимально подробно осветить конструктивные особенности всех трех типов вентиляторов – а выводы Вы можете делать самостоятельно.
При желании любой сможет повторить такое исследование – все важные параметры указаны.
К сожалению, в наше исследование мы не смогли включить следующие параметры:
- объем подачи воздуха (сделаны только косвенные выводы на основе профиля, диаметра и скорости вращения)
- наработка на ресурс
В ближайшее время мы дополним наше исследование этими показателями.