05 ноября 2025,
10:11
Москва

Точка возврата пройдена: Mazda окончательно потеряла шанс вернуть свой завод в России

5 ноября 2025

Точка возврата пройдена: Mazda окончательно потеряла шанс вернуть свой завод в России

Японский автопроизводитель Mazda окончательно утратил юридическую возможность вернуть себе свой бывший завод во Владивостоке. Срок действия опциона на обратный выкуп предприятия, который был предусмотрен при продаже, истек в октябре 2025 года, и компания не предприняла никаких шагов для его реализации.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу нынешнего владельца завода — компании «Соллерс», японская сторона не направляла соответствующих запросов. В российской компании подчеркнули, что в текущих условиях не видят необходимости в продаже актива прежнему владельцу.

Предприятие было успешно перезапущено без участия Mazda еще в 2023 году. Сегодня на мощностях бывшего сборочного завода японской марки налажено производство междугородних и туристических автобусов под брендом Sollers.

  • История актива: совместное предприятие Mazda и «Соллерс» (Mazda Sollers Manufacturing Rus) работало во Владивостоке с 2012 года, собирая модели CX-9, CX-5 и Mazda 6. В 2022 году японская компания объявила о выходе из бизнеса в России, а её доля в СП была выкуплена «Соллерс».
  • Новая продукция: перепрофилирование завода под выпуск автобусов свидетельствует о стратегическом решении «Соллерс» диверсифицировать производство и занять нишу в сегменте коммерческого транспорта, который остается стабильно востребованным.
  • Последствия для рынка: окончательный уход Mazda с производственной площадки означает, что возврат моделей марки на российский рынок в обозримом будущем, даже через параллельный импорт, крайне маловероятен, так как отсутствует локальная производственная база и официальная дилерская сеть.
Интересный факт

Mazda — единственный японский автопроизводитель, который успешно занимался мелкосерийной сборкой автомобилей в России. В то время как другие японские бренды ограничивались официальным импортом, Mazda с 2012 года наладила полноценную крупноузловую сборку (CKD) на заводе во Владивостоке. Пик производства пришелся на 2018 год, когда было выпущено более 37 тысяч автомобилей, что составило около 70% всех продаж марки в РФ на тот момент.

Источники: ТАСС, Ассоциация европейского бизнеса, Автостат