Тротуар — не трасса: в Госдуме предлагают жесткий запрет для курьерских мопедов
23 октября 2025

В России нарастает законодательное давление на курьерские службы, использующие мопеды для доставки. Парламентарии ставят вопрос ребром: движение этого транспорта по тротуарам не только опасно, но и противоречит Основному закону страны.
С новой инициативой выступил президент Союза транспортников России, депутат Госдумы Виталий Ефимов. В своем обращении к журналистам он заявил, что езда курьеров по пешеходным зонам нарушает конституционные права граждан на безопасность и провоцирует ДТП с серьезными последствиями.
«Если мы не можем защитить людей, это нарушение Конституции, — подчеркнул Ефимов. — Мопеды не должны ездить по тротуарам и пешеходным зонам».
Депутат также провел жесткую параллель, заявив, что разрешение на движение мопедов по тротуарам равносильно разрешению ездить там же автомобилям. Он отметил, что если городская инфраструктура не предоставляет для этого вида транспорта безопасных путей движения, то стоит рассмотреть вопрос о его использовании в принципе.
Эта инициатива — не первая. Ранее с аналогичным предложением выступал зампред комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. Он акцентировал, что мопеды, для управления которыми требуются водительские права, нельзя приравнивать к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), like электросамокатам, что ставит под вопрос их пребывание в пешеходных зонах.
На сегодняшний день ПДД прямо не запрещают движение мопедов (категория L1e — «двухколесные транспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч») по тротуарам. Это серая зона, которой активно пользуются курьеры. Формально они должны двигаться по правому краю проезжей части, как и велосипедисты старше 14 лет, но на оживленных дорогах это представляет большую опасность для самих водителей мопедов.
Основная причина конфликта — отсутствие в большинстве российских городов полноценной велоинфраструктуры, которая могла бы стать безопасным коридором для мопедов с небольшой скоростью. Курьеры оказываются заложниками ситуации: ехать по дороге с машинами — опасно для них, по тротуару — опасно для пешеходов.
Мировой опыт показывает, что проблема курьерского трафика — общая для мегаполисов. Например, в Нью-Йорке до недавнего времени царил хаос с доставщиками на велосипедах и мопедах. В 2022 году городские власти приняли жесткий закон, обязывающий все коммерческие велосипеды и мопеды, используемые для доставки, иметь номерные знаки. Это позволило эффективно штрафовать нарушителей, которые ездят по тротуарам или создают аварийные ситуации.