Утильсбор по-новому: автомобили в России могут подорожать
18 сентября 2025

Российских автолюбителей может ждать новая волна роста цен на автомобили. Причиной станет потенциальное изменение правил расчета утильсбора, которое лоббирует «Объединение автопроизводителей России» (ОАР). С инициативой перейти от расчета по объему двигателя к расчету по его мощности выступили главы «КамАЗа», «Группы ГАЗ» и Sollers.
Как отмечается в обращении к Минпромторгу, текущая система безнадежно устарела. Она не учитывает распространение турбированных двигателей и гибридных установок, которые при небольшом объеме могут иметь очень высокую мощность. В результате автомобили из разных ценовых категорий, но со схожим объемом ДВС, платят одинаковый сбор, что, по мнению отечественных производителей, создает несправедливые конкурентные условия.
Эксперты предрекают, что такая реформа неизбежно приведет к удорожанию авто. Как заявил председатель «Движения автомобилителей России» Виктор Похмелкин, увеличение фискальной нагрузки преследует цель пополнения бюджета.
«Когда повышаются цены на дорогие и высококачественные машины, то одновременно растут цены и на бюджетные машины», — предупредил Похмелкин.
Параллельно ОАР также предложил ограничить импорт иномарок частными лицами, чтобы прекратить «серый» импорт.
Утильсбор — это неналоговый платеж, который обязаны вносить производители и импортеры автомобилей в России. Его цель — финансирование утилизации автомобилей, вышедших из строя. Размер сбора напрямую влияет на конечную цену машины в салоне. В настоящее ставка варьируется от 20 000 рублей для малолитражек (объем до 1 л) до 462 000 рублей для мощных внедорожников и авто с объемом двигателя свыше 3,5 л.
Интересный факт
Инициатива ОАР может больно ударить по одному из самых растущих сегментов рынка — гибридным автомобилям (HEV). Многие популярные гибриды (например, Toyota RAV4 Hybrid, Camry Hybrid) оснащены атмосферными двигателями скромного объема (2,5 л), но их суммарная отдача с электромотором превышает 200 л.с. При новой системе их могут приравнять к мощным турбомоторам немецких премиум-брендов, что приведет к резкому скачку их стоимости и может задушить рынок экологичного транспорта в России.