10 октября 2025,
16:10
Москва

Утильсбор по-новому: как повышающие коэффициенты ударят по карману автолюбителей с 1 ноября

10 октября 2025

Утильсбор по-новому: как повышающие коэффициенты ударят по карману автолюбителей с 1 ноября

С 1 ноября в России вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора. Главное новшество — введение повышающего коэффициента в зависимости от мощности двигателя. Также отменяются льготы для автомобилей, находившихся за границей более года.

Как пояснил «Федерал Пресс» автоэксперт Дмитрий Матвеев, формула расчета усложнится: утильсбор будет равен базовой ставке, умноженной на коэффициенты за объем двигателя, возраст машины и теперь еще — за лошадиные силы.

Одним из самых резонансных изменений стала отмена льгот для россиян, ввозящих машины, которые ранее были вывезены из страны. При этом, как уточнил эксперт, перерасчет не коснется тех, кто оплатил сбор до 1 ноября.

Если базовая ставка останется на текущем уровне, утильсбор на полюбившиеся россиянами иномарки старше трех лет – Kia Sportage, Hyundai Sonata и Toyota RAV4 – возрастет до 1 млн рублей. А на новые электромобили и гибриды – до двух млн рублей.

Последствия реформы

По словам Матвеева, нововведения приведут к нескольким ключевым последствиям:

  • сокращение импорта: реформа должна ударить по параллельному и «серому» импорту, когда физические лица ввозят машины для перепродажи;
  • рост цен: «Как следствие, подорожают все машины (даже продукция АвтоВАЗа)», — отмечает эксперт. Цены на иномарки могут вырасти до 20%.
  • исчезновение моделей: некоторые популярные премиальные модели, такие как BMW X5 или Mercedes-Benz GLE, могут практически исчезнуть с рынка.
  • стимул для локализации: изменения должны простимулировать производителей к сборке автомобилей на территории России.

Матевеев считает, что несмотря на временное отвлечение производителей от работы над качеством в связи с изменениями в налогообложении, это «нормальный цивилизационный процесс» для формирования зрелого рынка. По его словам, если есть острая необходимость в автомобиле, приобретать его лучше здесь и сейчас.

Интересный факт

Изначально утилизационный сбор был введен в России в 2012 году. По замыслу правительства, он должен был решить экологическую задачу — создать фонд для утилизации старых автомобилей. Однако, согласно отчету Счетной палаты за 2023 год, большая часть средств утильсбора (до 80%) направляется не на экологические программы, а в федеральный бюджет для общего финансирования расходов, что превратило его из целевого экологического инструмента в фискальный.