27 августа 2025,
00:08
Москва

В России хотят ввести ОСАГО для самокатов

25 августа 2025

В России хотят ввести ОСАГО для самокатов

На фоне растущей популярности электросамокатов и печальной статистики аварийности депутаты предлагают меры, которые могут в корне изменить ответственность владельцев средств индивидуальной мобильности (СИМ).

За удобством и доступностью самокатов скрывается серьезная проблема: обеспечение безопасности и возмещение ущерба в случае ДТП. В 2024 году в России произошло 4420 аварий с участием СИМ, в которых погибли 54 человека. Статистика МВД показывает, что аварийность с участием таких средств выросла на 43% всего за один год.

Главная проблема, которую призвано решить предложение об ОСАГО для самокатов, — отсутствие механизма компенсации для пострадавших. Как отмечает депутат Ярослав Нилов, инициатор предложения, «практически любое ДТП оставляет пострадавших без возможности взыскать ущерб. У ответчиков чаще всего нет ни доходов, ни имущества».

Особенно остро стоит вопрос с частными электросамокатами и курьерами служб доставки. Если кикшеринговые сервисы предлагают хотя бы базовую страховую защиту (пусть и с ограниченным покрытием), то для частных владельцев СИМ никаких страховых гарантий не предусмотрено.

Предлагаемое решение

Ярослав Нилов, глава думского комитета по труду и соцполитике, предложил Банку России разработать специальный страховой продукт для владельцев электросамокатов и других СИМ. Предложение предполагает:

· добровольное страхование по аналогии с ОСАГО;

· защиту жизни и здоровья самого пользователя;

· ответственность перед третьими лицами;

· компенсационные выплаты за ущерб здоровью, имуществу или объектам инфраструктуры.

По замыслу депутата, это позволит создать прозрачный механизм компенсаций для пострадавших и повысить безопасность на дорогах.

Сложности реализации

Эксперты указывают на серьезные препятствия в реализации этой инициативы. Автоюрист Сергей Радько отмечает, что основная сложность заключается в отсутствии идентификации электросамокатов: «Средства индивидуальной мобильности следует приравнять к автомобилям при введении ОСАГО для самокатов. Такая необходимость объясняется отсутствием у них специальных VIN-кодов».

Другие проблемы внедрения:

· отсутствие обязательной регистрации СИМ в ГИБДД;

· сложность контроля за соблюдением требования наличия страховки;

· проблема идентификации нарушителей (камеры не могут распознавать самокаты);

· возрастной вопрос (многие пользователи — несовершеннолетние).

Международный опыт

Интересно, что в некоторых странах уже решают подобные проблемы. Например, в Эстонии с 1 декабря 2024 года дорожное страхование обязательно для электросамокатов и других легких транспортных средств с определенными техническими характеристиками.

Эстонский опыт показывает, что страховка покрывает не только традиционные ДТП, но и такие случаи, как возгорание аккумулятора самоката, которое привело к повреждению чужого имущества.

Перспективы введения в России

В ближайшее время инициатива будет рассмотрена Банком России совместно с участниками страхового рынка. Если предложение получит поддержку, России предстоит решить несколько сложных задач:

· разработать механизм регистрации и идентификации СИМ;

· определить порядок оформления ДТП с участием самокатов;

· установить возрастные ограничения для управления СИМ;

·  создать систему контроля за наличием страховок.

Источники: ТАСС, Москва24, МВД.РФ