В России собираются ввести ГОСТ для автодомов
26 августа 2025

Идея не просто формализует технические требования к конструкции такой техники, но и законодательно закрепит само понятие «туристическое транспортное средство». Это ключевой шаг, который выведет производителей из «серой» зоны и откроет им доступ к государственной поддержке, что особенно актуально в рамках курса на импортозамещение.
Сейчас производство и эксплуатация автодомов в России находятся в правовом вакууме. Отсутствие четкой классификации и единых технических требований создает риски как для производителей, так и для потребителей.
Для производителей это означает:
· сложности с сертификацией и выводом новой продукции на рынок;
· отсутствие доступа к льготам и мерам государственной поддержки;
· препятствия для кооперации и создания единой цепочки поставок комплектующих.
Для владельцев последствия не менее серьезны:
· вопросы безопасности из-за возможных конструктивных недоработок, не регулируемых на государственном уровне;
· проблемы при оформлении и регистрации транспортного средства в ГАИ;
· сложности со страхованием такого специфического и юридически неопределенного имущества.
Что может войти в новый ГОСТ?
Хотя текст будущего стандарта пока не опубликован, основываясь на мировой практике и заявлениях инициаторов, можно ожидать, что он установит требования к:
· классификации техники: четкое разделение на автодома (интегрированные и жилые модули на шасси), жилые прицепы (караваны) и мобильные коммерческие модули (кофейни, мастерские);
· безопасности конструкции: требования к устойчивости, тормозным системам, противопожарной защите, электробезопасности и газовому оборудованию;
· эксплуатационным характеристикам: нормы по теплоизоляции, вентиляции, освещению, размерам спальных мест, объему баков для воды и стоков;
· экологичности: возможно, стандарт затронет вопросы утилизации отходов и норм выбросов.
Перспективы для рынка
Принятие ГОСТа станет катализатором роста для всего рынка. Это создаст правовую определенность и позволит легализовать и укрупнить отечественное производство, привлечь инвестиции в создание инфраструктуры (кемпинги, сервисы), повысить доверие потребителей и, как следствие, увеличить объемы продаж. А также начать готовить профильных специалистов через образовательные учреждения.
Главный вызов — сбалансировать требования безопасности и стоимость. Слишком жесткие нормы могут сделать легальную технику недоступной по цене для массового потребителя, что подтолкнет его обратно в «серую» зону. Кроме того, предстоит длительная и сложная работа по согласованию стандарта между всеми заинтересованными сторонами: производителями, представителями туриндустрии, надзорными органами и общественными объединениями автомобилистов.
Источники: ТАСС, auto.ru