Ветераны на треке
1 июля 2013
30 июня 2013 года одновременно в Москве и немецком Боксберге прошла уникальная гонка старинных автомобилей. Для российской столицы это лишь второе по счету ралли такого масштаба, однако в Баварии история Bosch Klassik насчитывает уже второе десятилетие.
В этом ралли приняли участие только старинные автомобили «олдтаймеры», выпущенные в начале и середине прошлого века. Полсотни легенд, блиставших на гоночных трассах 1910-80-х годов, стартовали воскресным утром в парке Царицыно в сторону автодрома «Лидер», расположенного на 41-м километре Симферопольского шоссе, где прошла основная гоночная часть состязания.
Самым старым автомобилем на старте стал электромобиль Waverley 1916 года выпуска, а самым роскошным – кабриолет Horch 1935 года. Совместно со знаменитыми MINI Cooper, Corvette Stingray, Jaguar E-type на треке было широко представлено целое созвездие шедевров советской автоклассики. Отреставрированные Волги, Москвичи и Жигули в реве моторов и количестве сожженной резины не уступали иностранным гоночным машинам, а новенькая «Чайка» ГАЗ 13 поражала своим изяществом, комфортом и убранством.
Асфальтированная трасса автодрома протяженностью 1 153 метра содержит 17 профилированных поворотов различной конфигурации и крутизны. Совокупность прямых участков, быстрых и медленных виражей делает трек очень техничным.
Автомобили стартовали с минутным интервалом и соревновались друг с другом не в скорости, а именно в точности прохождения дистанции. Кроме «дуэльных» гонок, экипажи приняли участие в соревнованиях на регулярность движения, на умение чувствовать габариты, на точность торможения, на ловкость и скоростное маневрирование.
Победа в этих соревнованиях была не только в руках пилота, но и штурмана, чье хладнокровие было незаменимым в специальных упражнениях на меткость и ловкость. Отсутствие в олдтаймерах современной электроники позволило экипажам продемонстрировать истинные возможности автомобилей ушедшей эпохи. Лишь умение и мастерство могли компенсировать отсутствие электронных помощников ABS, TCS, ESP и EBD.
Ралли проходило в нескольких номинациях: «престиж», «ветеран» и «спорт». От гонки к гонке задачи команд кардинально менялись. В пилотском ралли «Динамика» оценивался временной отрезок, за который пилот и штурман успеют сесть в автомобиль и запустить двигатель, после чего преодолеть дистанцию, финишировав «точной остановкой». В заезде «Флаг» штурман должен был на ходу схватить специальный флаг и с ним пересечь линию финиша после прохождения автомобилем «змейки».
В гонке «Биавтон» экипаж должен был преодолеть трассу соревнования, забросив три мяча, полученные перед стартом, в три разные корзины. В «Регулярности» экипажу предлагалось продемонстрировать умение соблюдать постоянное время круга на протяжении двух кругов. Ну, а в финальном пилотском ралли четыре лучших экипажа зачетной группы «Спорт» участвовали в парных заездах.
Гонка Bosch это не просто ралли. Около 1 000 зрителей в перерывах между заездами могли посетить выставку участвующих в гонке автомобилей и пообщаться там с владельцами этих ретро шедевров. Особый интерес вызвали выступления группы мотокаскадеров под управлением Марата Канкадзе и девушек-черлидерш из шоу-балета «Динамит». Несколько профессиональных комментаторов непосредственно с трассы объясняли зрителям перипетии гонки и держали их в курсе всего происходящего.
Корреспонденту журнала «Кузов» удалось пообщаться с несколькими гонщиками, которые с удовольствием поделились своими историями. Олег Дикусар, действующий чемпион России в Ралли Клубе Классических Автомобилей и его внук Максим приехали на гонку на своем «Жуке».
Олег Филиппович, откуда у Вас этот Фольксваген?
Я много лет мечтал о «Жуке», но, то руки не доходили, то времени не хватало, то средств. А перед празднованием моего 60-летнего юбилея, я решил наконец-таки воплотить мечту в реальность и попросил сына подарить мне эту машину. Мы только год его искали, а когда я получил долгожданный подарок, оказалось, что он требует нехилого технического участия владельца.
Чем интересен этот автомобиль?
Во-первых, уникальна сама его история. В 30-х годах Фердинанд Порше производил «Жуки» по заказу Гитлера. Если отвернуть 8 болтов снизу, снять бампера, рулевую колонку, то кузов от «Порша» тех годов встанет на ходовую часть «Жука», ведь база этих двух производителей в те годы шла идентичная.
Во-вторых, уникален и сам автомобиль. В ноябре 1973 года именно он последним сошел с конвейера в Германии. Поскольку машина юбилейная, на ней применен некоторый «тюнинг» тех лет. На капоте «Жука» стоит специальный дефлектор, который защищает ветровое стекло от дождя, насекомых и гравия. Кроме того, модные сегодня дефлекторы на окнах также установлены и на моем «Жуке», но тогда они назывались «крылышками» и делались из металла.
После 73-его года модель была передана на сборку в Бразилию и Мексику, где были проведены некоторые доработки. Например, в этой машине лобовое стекло практически плоское, а в автомобилях следующих выпусков выгнутое. Кроме того, пострадало качество. Кузов моего «Жука» выполнен из 3,3 мм облуженного металла, а в латиноамериканском варианте используется более облегченный вариант.
Сколько времени потребовалось, чтобы восстановить автомобиль, и с какими трудностями Вам пришлось столкнуться?
Основной моей целью было не просто воссоздать внешний облик ретро автомобиля, а сделать его «родным» до винтика. Поскольку он был произведен в 1973 году, то я полностью разобрал машину и поставил абсолютно все запчасти того же года выпуска. На их поиск по всему миру ушло 8 месяцев. Тот же глушитель мне привезли из южно-африканского города Кейптаун.
Я не могу назвать цену моего «Жука», ведь для меня он бесценен. Однако удовольствие это дорогое. Например, одна шина, которую варят в Штатах еще по немецкой технологии, стоит полторы тысячи долларов за одну штуку.
Как Вы попали на гонки?
Когда «Жук» был готов, я совершенно случайно узнал о Ралли Клубе Классических Автомобилей, где коллекционеры не просто обсуждают свои автомобили за чашкой чая, а испытывают их в гонках. За 6 лет моего членства в клубе я собрал все возможные кубки. Дважды я становился золотым призером ралли «Ночная Москва», дважды занимал первое место в ралли «Закрытие сезона» и трижды финишировал первым в ралли «Москва и Подмосковье».
Рассказал о своем детище и Игорь Волчек, владелец агрессивного Chevrolet Corvette.
Игорь, чем примечательна история Вашего автомобиля?
Еще несколько лет назад я стал искать машину не только для гонок, но и для ежедневных поездок летом. Практически сразу я отдал предпочтение стремительному и мощному «Корвету». Изначально он был на ходу, однако ради собственной безопасности и комфорта поработать над ним пришлось. Запчасти было найти не сложно, в Британии и США есть дилеры, которые до сих пор торгуют нужными железками, благо они еще выпускаются.
Расскажите, насколько это дорого быть владельцем такого роскошного автомобиля?
Я бы не стал говорить о том, что это дорого. Обслуживание и запчасти этого автомобиля стоят примерно столько же, сколько и у автомобиля бизнес-класса средней ценовой категории. Тем более, я не езжу на нем круглый год, а лишь в теплые и сухие месяцы, поэтому он особо не ломается.
Единственная проблема – недоработанное российское законодательство. На Западе владельцы ретро автомобилей вообще освобождены от уплаты различных налогов, включая таможенные пошлины. У нас же собственник транспортного средства обязан платить огромный налог на 300-сильный коллекционный автомобиль, несмотря на то, что выгоняет его из гаража всего несколько раз за лето на соревнования.
Какие у Вас планы на будущее? Собираетесь ли Вы приобрести очередной ретро автомобиль?
Я не считаю себя заядлым коллекционером, но второй автомобиль я куплю обязательно. Дело в том, что в «Корвете» всего два места, поэтому на соревнования и выставки ездим лишь вдвоем с сыном, а супруга остается дома. Поэтому сейчас меня интересует четырехместный кабриолет Mercedes Adenauer, в котором с удобством расположится вся семья.
Победу в ралли одержали белорусские пилоты Сергей Шишко и Дмитрий Баркан на миниатюрном маневренном MINI Cooper. Кульминацией гоночного дня стал парад автомобилей-участников. С зажженными фарами, под звуки клаксонов и сирен, авто-ветераны совершили круг почета по трассе, на которой лишь несколько минут назад противостояли друг другу.