Ввоз праворульных машин в Россию приостановили
1 декабря 2025

Арбитражный суд Приморского края запретил ввоз в Россию праворульных и гибридных автомобилей, признав законным решение Росаккредитации об отзыве лицензий у испытательных лабораторий Владивостока. Об этом сообщает телеграм-канал Mash.
Причина запрета — несоответствие конструкции фар. Суд установил, что у праворульных машин левая фара светит ярче правой, что опасно при правостороннем движении и не позволяет выдавать им свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Также теперь требуется оценка выбросов, что блокирует ввоз гибридов.
Это решение вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, сенатор Андрей Кутепов поддержал идею замены «праворулек» для повышения безопасности. С другой, в МВД заявили, что не поддерживают ограничения, так как статистика аварийности с такими автомобилями не критична (около 12% смертельных ДТП от всего объема). Эксперты же предупреждают, что запрет ударит по жителям Дальнего Востока и Сибири, где такие машины составляют большинство, и вызовет социальный протест.
При этом от Росаккредитации поступил официальный комментарий:
«В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Росаккредитация пресекла факты незаконной выдачи СБКТС со стороны испытательных лабораторий. Правомерность принятых контрольным органом решений в отношении одной из таких испытательных лабораторий была проверена судом. Важно подчеркнуть, что предмет судебного разбирательства никак не затрагивал законность ввоза и обращения на территории РФ транспортных средств с правым рулем. Суд рассматривал исключительно правомерность выдачи отдельно взятых СБКТС на конкретные автомобили и правомерность действий определенной лаборатории».
Массовый ввоз подержанных праворульных автомобилей в 1990-е годы был уникальным явлением, вызванным экономической ситуацией. Интересно, что изначально их завозили морским путем в разобранном виде в качестве «строительных конструкций» или «запчастей», чтобы обойти таможенные ограничения. Позже этот серый импорт оформили в легальное поле, и за несколько лет японские праворульные машины стали визитной карточкой Дальнего Востока, сформировав целую культурную прослойку «праворульных» автолюбителей и создав огромный рынок запчастей и сервисов, ориентированный именно на японские модели.