Ждать ли в России индийские автомобили
1 сентября 2025

Заявление посла Индии в России Виная Кумара о намерении расширить экспорт автомобилей, автозапчастей и электроники в Россию вызвало оживленную дискуссию среди отраслевых экспертов. Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков в своем Telegram-канале выразил скепсис относительно реальности этих планов, указав на серьезные структурные препятствия.
1. Проблема правого руля
Все автомобили, производимые в Индии, имеют правый руль, в то время как в России принято левостороннее движение. Это означает, что для выхода на российский рынок индийским производителям необходимо:
· разрабатывать специальные версии автомобилей с левым рулем;
· проводить полный цикл испытаний адаптированных моделей;
· проходить сложную процедуру сертификации.
2. Ограниченные производственные мощности
Индийский автопром, хотя и является относительно большим по сравнению с российским, значительно уступает китайскому:
· внутренний рынок Индии быстро растет, и производители в первую очередь ориентируются на местные потребности;
· отсутствие избыточных мощностей, в отличие от Китая, где производственные возможности значительно превышают внутренний спрос;
· ограниченный опыт массовых экспортных поставок в страны с левосторонним движением.
Статистика свидетельствует о крайне ограниченном присутствии индийских автомобилей на российском рынке. За последние четыре года в России было зарегистрировано немногим более 2 тысяч новых автомобилей, собранных в Индии.
Более 95% этого объема составляют автомобили марки Suzuki - бренда, который не только официально не уходил из России, но и сохранил свою дилерскую сеть в стране. Это выделяет Suzuki на фоне других международных автопроизводителей, многие из которых приостановили свою деятельность в России.
В Индии сегодня производятся автомобили следующих марок:
· индийские бренды: Tata, Mahindra;
· совместные предприятия: Maruti Suzuki (дочерняя компания Suzuki Motor Corporation);
· международные производители: Toyota, Hyundai, Kia, Honda, Renault
Интересно, что Maruti Suzuki доминирует на внутреннем рынке Индии, занимая около 45% доли рынка легковых автомобилей. Компания была создана в 1981 году как совместное предприятие между японской Suzuki Motor Corporation и индийским правительством.
Интересный факт
Suzuki имеет особенно глубокие корни в Индии - компания присутствует на этом рынке более 40 лет. Индийское подразделение Maruti Suzuki является дочерней компанией Suzuki Motor Corporation и производит автомобили специально для местного рынка и экспорта. При этом Suzuki продолжает официальные продажи в России через свою дилерскую сеть, что отличает ее от многих других международных производителей.
Вывод
В краткосрочной перспективе масштабный выход индийских автомобилей на российский рынок маловероятен. Однако в среднесрочной перспективе, при наличии достаточных инвестиций и стратегического терпения, индийские производители могут занять определенную нишу на разнообразном российском авторынке.