27 декабря 2024,
07:12
Москва

Диагностика трансмиссии и не только

8 июня 2016, Оксана ДЕМЧЕНКО

Поставщики технологий и агрегатов формируют свою отдельную нишу в сфере диагностики. И тут, стоит отметить, даже дилерские приборы не всегда могут стать альтернативой и обеспечить полную глубину изучения данных о системе и тем более – все возможности по внесению обновлений и изменений. Пример такого подхода и демонстрируют специа­листы концерна ZF.

ZF-Testman

Олег Молотков
Очевидно, что любое вмешательство в современную трансмиссию, тем более автоматическую, не может быть сведено к механическим работам. Даже на уровне первичной диагностики проблем именно электронная диагностика дает необходимые данные. Об алгоритме диагностики, глубине ее и вообще возможностях специализированного оборудования и пойдет речь с Олегом Молотковым, генеральным директором ООО «ЦФ Руссия», дочерней фирмы концерна «ZF Friedrichshafen AG».

– Давайте начнем с общей информации по прибору.

– ZF Теstman – оригинальный прибор ZF, позволяю­щий диагностировать любые поколения АКПП, когда-либо созданные специалистами концерна, а также (и это, можно сказать, хорошая и свежая новость!) изменять их параметры и программировать. Поскольку АКПП легкового автомобиля, и тем более грузового, специального или автобуса – довольно сложный агрегат, прежде чем приступать к ремонту, следует понять ряд основных позиций.

Первое: действительно ли агрегат вышел из строя? Уже для этого требуется диагностический прибор, способный проверить не только коробку, но провести диагностику связанных с ней систем транспортного средства. Такой прибор выявит ошибки, которые в свою очередь дадут основания сконцентрироваться на проблемном узле. Только после этого наш специалист или специалист сервисного предприятия сможет сделать глубокую диагностику АКПП.

Далее: в современных АКПП концерна ZF имеется два блока записи: первый –текущие ошибки, на которые водитель, как правило, даже не обра­щает внимания, и второй – это уже по-настоящему «черный ящик», куда заносятся критичные и повторяющиеся ошибки. Там сведения о них сохраняются, даже если первый модуль выйдет из строя. По данным «черного ящика» диагност может точно сказать, какой блок или агрегат в АКПП вышел из строя и по какой причине. Собственно, как раз здесь и находится основное поле работы прибора ZF Теstman.

И третье: когда ремонт выполнен, ZF Теstman способен установить надлежащие программы работы АКПП. С «легковыми» коробками чуть проще, а в грузовых или автобусных АКПП используется целый ряд настроек и программ. Так, применительно к автобусам, число программ и их настройки зависят от того, в каких условиях – город, равнина, горы – используется автобус, на каких дистанциях он работает и т.д. Разнообразие программ улучшает условия работы водителя, оптимизирует экономические и динамические показатели работы автобуса.

По легковым, как 6-ступенчатым, так и 8-ступенчатым коробкам, ZF Теstman позволяет также выявить блоки ошибок, и это ускоряет ремонт и уточняет его объем. А также, как и в предыдущем случае, восстановить настройки коробки в соответствии с условиями эксплуатации или первоначальными заводскими установками.

– Возможно ли приобрести такой прибор в России?

– Да, но приоритетно мы поставляем ZF Теstman своим сервисным партнерам: для того, чтобы ими пользоваться, требуется пройти обучение и иметь определенные навыки. Добавлю, что приборы, которые могут не только диагностировать, но и менять программу работы АКПП, находятся только у наших фирменных сервисных центров.

Таким образом, любой сервис, отремонтировавший коробку, может обратиться к нашему ближайшему авторизованному партнеру после ремонта, чтобы там восстановить программные настройки.

О технической стороне работы ZF Теstman рассказывает Андрей Погосткин, руководитель направления технической поддержки ООО «ЦФ Руссия».

Андрей Погосткин
– Как давно прибор поставляется на рынок, и как он изменился?

– До 2014 года это была весьма сложная система: на каждый продукт – своя отдельная лицензия, кабели, ПО. Непросто, не универсально. Но с 2014 года ситуация радикально изменилась. Сейчас ZF Теstman – универсальный продукт, он позволяет с помощью одного блока и одной лицензии диагностировать все продукты ZF для легкового, грузового и пассажирского транспорта. Понятно, что для потребителя это более чем выгодно.

– Программные продукты обновляемые?

– Да, мы рекомендуем проводить обновление ZF Теstman хотя бы раз в месяц. В комплект входят средства веб-синхронизации, по мере обновления продукта любой пользователь ZF Теstman получает обновление по его диагностике.

Есть и «специальный» режим, когда авторизованному пользователю при возникновении необходимости программирования или изменения данных АКПП предоставляются через интернет на ограниченный срок расширенные права доступа. Так он получает возможность менять порядка 20 параметров. Но, повторюсь, для этого нужно активировать лицензию следующего уровня, профессионального. Это совсем свежее ноу-хау, оно действует только два месяца.

– То есть стандартно ZF Теstman дает лишь возможности по диагностике?

– Диагностике и онлайн-мониторингу, без функции записи.

– Давайте подробнее поговорим о практическом применении прибора.

– Первая задача: чтение ошибок по АКПП, но также всем системам, что связаны с АКПП, а это и часть данных по двигателю, тормозной системе и т. д.

Приведу пример наиболее сложный и комплексный, а это АКПП, внедренная в систему автобуса или грузовика. Первое, что нужно сделать: проверить, есть ли электрические ошибки. Сведения о перерасходе топлива или повышенных оборотах в момент переключения передач или неправильной работе каких-то дополнительных функций должны нас насторожить и, соответственно, заставить сканером проверить работу систем.

Мы подключаем ZF Теstman и читаем электрические ошибки. Отклонения параметров сразу выявляются и требуют принятия мер, будь то ремонт или введение параметров в норму путем регулировок.

Следующий этап. Поскольку АКПП свежих поколений являются адаптивными, т. е. запоминающими условия работы, после ремонта их «старую» адаптацию надо сбросить, чтобы накопленные ошибки не переносились на отремонтированный агрегат, а потом прописать в память новый, правильный режим работы, который будет соответствовать условиям эксплуатации, рельефу местности и т. д.

– Все знают, что такое «дилерский прибор»; все имеют представление об универсальных диагностических приборах независимых изготовителей, знают и о китайских «клонах». Где в этой условной системе координат место специализированного прибора «ZF Теstman»?

– Скажем так: дилерский прибор, скорее всего, сможет выполнить 90% того, на что способен ZF Теstman, но применительно к АКПП и при диагностике именно этой системы. Возможности ZF Теstman по сравнению с универсальными приборами гораздо шире, я бы оценил глубину диагностики примерно двукратную и более. О китайских «клонах» не могу сказать ничего – они до нас, похоже, еще не добрались.

Резюмируя сказанное, ZF Теstman – наиболее мощный прибор, способный выполнить максимум задач именно по АКПП нашего производства. Его преимущества особенно отчетливо видны в сложных, неявных случаях. Например, когда неправильная работа тормозов вызывает отказ в работе такой системы как гидрозамедлитель, нашему прибору прочесть ситуацию и выдать адекватные рекомендации несложно. Но любые иные приборы этой неполадки не увидят как комплекса и будут указывать на косвенные признаки, оставляя окончательное решение за диагностом-человеком. А это – его опыт, это потраченное время и риск ошибок. Особенно дорогих для коммерческого парка, где время – это в буквальном смысле деньги…  

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи