«…Не верь жене и тормозам…»
10 октября 2014, Дмитрий Тихов
Речь пойдет о техническом обслуживании и ремонте тормозной системы легкового автомобиля, а это далеко не самая любимая тема у автомехаников. Все мы знаем – «предупрежден – значит вооружен». Ни один уважающий себя врач не станет без полного анамнеза проводить операцию, и хороший механик не начнет работу, пока не получит информацию о предстоящем фронте работ. Как можно больше и, обязательно, из разных источников. Желательно, чтобы информация из каждого последующего источника дополняла информацию предыдущего.
Если автомобиль приехал на ТО, но мастером при изучении данных диагностики обнаружены отклонения, либо система изначально выдала информацию о выходе значений параметров за установленные границы, необходимо провести обязательную визуальную диагностику каждого колеса. На дисковых тормозных механизмах проверяем плавность и отсутствие перекоса при перемещении плавающей скобы, состояние ее направляющих, равномерность износа накладок тормозных колодок, состояние рабочей поверхности тормозного диска, величину его износа (проверяется при помощи штангенциркуля или микрометра), а также величину осевого биения (проверяется при помощи часового индикатора). Аналогичные работы проводятся и на тормозных механизмах барабанного типа, с той лишь разницей, что можно измерить только толщину накладок на тормозных колодках и внутренний размер тормозного барабана (в двух плоскостях). Проверка состояния тормозных шлангов и наличия/отсутствия течей – это работы, которые должны быть выполнены в обязательном порядке.
Приведем пример. Мы измерили остаточную толщину тормозных накладок и остаточную толщину тормозного диска переднего колеса. Передние тормоза – самые нагруженные. Зная предельно допустимую величину тормозного диска и накладки (которые, к примеру, сейчас находятся в пределах допуска), мы можем спрогнозировать срок их остаточной эксплуатации. Система скажет нам, где неисправность и укажет текущее значение параметра неисправности, но не укажет, что и когда следует заменить.
С «железом» все понятно – вышел размер за границу или уже не удовлетворяет требованиям – деталь на замену! Большинство деталей тормозной системы, а именно тормозные колодки, диски, барабаны, подлежат парной замене. С цилиндрами тоже нужно быть внимательными. Если с одной стороны цилиндр уже потерял подвижность, а с другой еще нет, то рисковать не стоит, нужно менять оба.
Даже новый цилиндр может быть испорчен из-за тормозной жидкости. Более того, конструкторы, полагая, что их рекомендации, безусловно, выполняются, часто используют материалы, неспособные долгое время работать в агрессивных средах. Типичный пример — поршни из алюминия в чугунных тормозных цилиндрах. Чуть-чуть влаги, и поршни закисли, потеряли подвижность из-за коррозии. Бутылка свежей тормозной жидкости стоит не дороже одного цилиндра. А сколько их на машине? Добавим трубки и затраты на работу. Тормозные трубки сегодня делают в основном из стали. Со старой жидкостью, несмотря на наличие защитного покрытия, они ржавеют не только снаружи, но и изнутри.
Масло в агрегатах, как правило, заменяется согласно требованиям регламента, установленного заводом-изготовителем. Если был пропущен срок замены, то в худшем случае это может привести к незапланированному ремонту узла или замене агрегата. Пропуск срока замены тормозной жидкости может иметь куда более печальные последствия, ведь в тормозной системе она играет не меньшую роль, чем любые другие детали. От ее состояния зависит работоспособность тормозов, а значит, и жизнь людей.
В линейке TRW имеется также ряд продуктов, которые помогают обслуживать тормозную систему автомобиля, а именно:
– YWB 214 – тестер тормозной жидкости, который определяет содержание воды в жидкости путем измерения электропроводности. Ему необходимо меньше минуты, чтобы измерить фактическую точку кипения тормозной жидкости вне зависимости от температуры окружающего воздуха, температуры самой жидкости и ее химического состава. Тестер показывает температуру кипения в градусах C, что позволяет очень легко оценить качество тормозной жидкости и принять решение о ее замене.
– YCB350 и YCB351 – устройства для замены тормозной жидкости, представляющие собой портативный колесный агрегат. Оба электрических устройства питаются от сети 220 В, поставляются с сервисным шлангом длиной 3,5 м и работают при давлении 0–4 бар. Устройства предназначены для тормозов с системой АBS/ESP и электрогидравлических тормозов. С помощью этих устройств удаление тормозной жидкости из тормозной системы автомобиля и заполнение ее новой тормозной жидкостью осуществляется быстро, чисто и максимально безопасно для окружающей среды. Данную работу может производить один оператор без помощников.
Лебедев В.Н., технический специалист компании TRW Automotive
1. TRW рекомендует менять тормозную жидкость ежегодно для систем DOT-3 и каждые 2 года для DOT-4 и DOT-5.1 для сохранения тормозных характеристик и уровня безопасности. Попадание в тормозную систему влаги и пыли значительно сокращает срок ее службы, так например, при эксплуатации автомобиля во влажном климате, тормозную жидкость приходится менять чаще, чем в регионах с сухим климатом. При работе тормозной системы тормозная жидкость будет нагреваться. Со временем точка кипения тормозной жидкости будет снижаться, поскольку влага поглощается из воздуха. При закипании жидкости может возникнуть «паровая пробка», которая может стать причиной отказа тормозной системы автомобиля. Нерегулярность смены тормозной жидкости приводит к коррозии резиновых деталей главного цилиндра, о которой будет свидетельствовать потемнение тормозной жидкости. При обнаружении загрязнения жидкости ее следует немедленно заменить. Промедление может вызвать нарушения в работе таких систем как ABS и система курсовой устойчивости.
2. TRW предлагает тормозные жидкости стандарта DOT‑4 и DOT‑5.1. Также в ассортименте компании есть тормозные жидкости с повышенными эксплуатационными характеристиками, превышающие требования этих стандартов, в частности DOT‑4 ESP, DOT‑4 Grand PRIX, DOT‑5.1 ESP. Эти жидкости рекомендуются для применения в современных автомобилях, оснащенных системами ABS, ESP К примеру, тормозная жидкость DOT 5.1 ESP характеризуется не только высокой температурой кипения, но и лучшими характеристиками текучести в условиях низких температур. Гидравлические блоки ABS/ESP имеют миниатюрные отверстия (часто размером менее 0,1 мм), через которые тормозная жидкость направляется в клапаны и насосы. Тормозная жидкость с низкой вязкостью позволяет быстрее увеличивать или уменьшать давление в тормозной системе автомобиля. Электронные системы автомобиля считают время в миллисекундах – чем быстрее система изменяет давление, тем короче тормозной путь. Эта жидкость имеет «мокрую» точку кипения (WBP) свыше 180˚C и при этом сохраняет вязкость при температуре –40˚C (т.е. ниже максимального предела в 750 сСт, необходимого для работы ESP)».
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.