20 апреля 2024,
16:04
Москва

Автолампы. Опрос независимых СТО

8 августа 2013, Марина Белоглядова

Автолампы. Опрос независимых СТО

По данным «Автостат», в денежном выражении рынок автомобильного электрооборудования по итогам 2012 года оценивается в 726,7 млн долларов, около 10 % рынка занимают автолампы. Специалисты прогнозируют рост данного сегмента еще на 10-15 % в ближайшие три года.

Основная тенденция рынка автомобильных ламп головного освещения - смещение спроса к категории газоразрядных ламп и светодиодных аналогов «ретрофитов», использование дневных ходовых огней (ДХО) и рост спроса на ксеноновые лампы. Расширение сегмента галогенных ламп в ближайшей перспективе практически остановится и будет происходить за счет увеличения доли ламп с улучшенными характеристиками.

На данный момент подавляющее большинство автомобилей оснащено именно галогенными лампами, доля «ксенона» на рынке небольшая. Колл-центр журнала «КУЗОВ» провел опрос независимых станций технического обслуживания, чтобы выявить наиболее популярные бренды автомобильных ламп в профессиональной среде.

В опросе участвовало сто шестьдесят автосервисов Москвы и Московской области. Большинство из опрошенных СТО специализируются на ремонте автомобилей иностранного производства. Мы учли фактор того, что владельцы отечественных автомобилей в большинстве своем сами заменяют автолампы. Владельцы новых иномарок реже выполняют такую работу самостоятельно, в силу того что замена ламп вызывает технические сложности. Например, у Toyota Avensis подобраться к фарам сложновато: справа препятствует горловина бачка стеклоомывателя, слева - аккумулятор.

На российском рынке автомобильных ламп помимо относительно небольшого числа мировых брендов еще меньшую долю занимают отечественные производители. В сегменте автоламп присутствуют около десяти марок и брендов с долей рынка в 3-5 %. Также на рынке есть большое число «ноу-нейм»-продукции из Индии и Китая, автолампы такой категории периодически появляются в продаже, находя своего покупателя среди владельцев подержанных отечественных автомобилей. В связи с этим в наших диаграммах присутствуют такие типы ответов, как «рекомендуем импортные авто-лампы» или «в связи с частой заменой название бренда непринципиально».

Мы намеренно не разбивали опрос на такие категории, как тип автоламп (например, наиболее популярные в головном освещении - галогенные лампы H1 ,H4 и H7), обычные автолампы или автолампы с дополнительными характеристиками (например, OSRAM Silverstar, OSRAM Cool Blue Intense или Narva Long Life, Philips X-Treme Vision). Также мы не стали включать в диаграммы ответы на вопрос о дневных ходовых огнях. Весьма сложно было выделить приверженность в рекомендациях к какому-либо бренду ДХО, однако более 70 % опрашиваемых подтвердили тот факт, что дневные ходовые огни становятся все более популярны в России.

Безусловными лидерами рынка являются такие бренды, как Philips и OSRAM. Также на российском рынке значительную долю занимают бренды Narva и Hella, чуть меньше доля рынка у продукции Bosch, GE, Valeo, Koito. Из отечественных брендов прежде большой популярностью пользовались автолампы Брестского завода. Сейчас в отечественном сегменте два лидера -ТМ «Маяк» и ТМ «Диалуч». В нашем опросе они не получили значительного количества голосов, но их продукция широко представлена в регионах. Если говорить о представленности на рынке автоламп, то следует упомянуть и такие бренды, как Wagner, LYNX, Nord Yada, Kraft, Flosser, Autopal, Hans Pries, Monark, Elparts, MEGAPOWER, Eagleye, STC, Phoniex, Raybrig, Брест и др.

Автолампы. Опрос независимых СТО

Проект «Автология» провел исследование отношения интернет-пользователей к продукции автомобильной светотехники. Для анализа использовался новый инструмент Brand Anatytics, система мониторинга и анализа упоминаний в социальных медиа в режиме реального времени. Исследование проводилось по таким ключевым словам, как «авто свет», «ксенон», «светодиоды авто». Система Brand Anatytics собрала и обработала ретроспективные данные за 1,5 месяца. Результаты анализа -общее количество упоминаний - около 60 000, уникальных авторов - почти 40 000. Общее отношение аудитории к теме в целом нейтральное, более позитивное, нежели негативное.

Автолампы. Опрос независимых СТО

При более подробном изучении брендов из заявленного списка - Philips, Narva, OSRAM, GE, Hella, Megapower, Tesla, LYNX, «Маяк», «Диалуч», Henkel, «Брестский электроламповый завод», «Формула света» - получился следующий график, где каждый бренд - это отдельный тэг в системе.

Автолампы. Опрос независимых СТО

Упоминаний о некоторых брендах не обнаружилось. Рейтинг распределился следующим образом:

  1. Hella (безусловный лидер как по количеству упоминаний, так по соотношению позитив-негатив).
  2. «Маяк» - мнения разделились.
  3. GE - устойчивый позитив.
  4. Philips - устойчивый позитив.
  5. OSRAM - устойчивый позитив.

Автолампы. Опрос независимых СТО

Резюмируя, можно отметить, что понимание брендов автомобильной светотехники и чет-кость отношения к ним в социальных медиа очень низкое, что говорит об отсутствии работы интернет-маркетологов компаний в данной сфере.

Мы также обратились с вопросами к представителям компаний-производителей автомобильной светотехники, чтобы узнать у них о новинках продукции в этом сегменте рынка, а также о тенденциях на рынке и о работе компаний с сегментом независимых автосервисов.

Михаил Новиков, руководитель направления автомобильного освещения в России и Белоруссии компании PhilipsМихаил Новиков, руководитель направления автомобильного освещения в России и Белоруссии компании Philips:

- Специфика российской авторемонтной отрасли состоит в том, что в объеме ремонтных услуг большую часть занимает самостоятельный ремонт. Около 80 % автомобилистов сами меняют лампочки на автомобилях. Но если учесть тот факт, что автопарк страны обновляется и что на рынке появляются все больше сложных по своей конструкции автомобилей, доля саморемонта снижается и будет снижаться. Ведь уже сейчас заменить лампочку на некоторых автомобилях сложно, приходится порой демонтировать некоторые детали корпуса.

Если говорить про автомобили, которые обслуживаются по гарантии, то логика здесь ясна: такие работы осуществляются на сервисе дилера. Вопрос состоит в следующем: какую лампочку поставит сотрудник СТО? Чаще всего ту, что имеется в наличии. Наша первостепенная задача - обеспечить наличие продукции на сервисе, а также предоставить продукцию для различных категорий автомобилистов.

В настоящее время компания предлагает два класса продукции в категории автомобильных ламп: это Philips - лампы сегмента премиум, и более доступный в ценовом понимании бренд Narva. Если автомобилист хочет улучшить освещенность своего автомобиля, мы рекомендуем Philips. Это оптимальный выбор ламп с точки зрения светового потока, срока службы и цветовой температуры. Они светят гораздо ярче, а значит, на порядок повышают уровень безопасности движения.

Если владелец доволен тем светом, который есть на его автомобиле, и хочет просто поменять лампы и использовать более доступный по цене продукт, мы можем предложить ему продукцию Narva. Отмечу, что лампы Narva имеют наилучшее сочетание в категории цена - качество. У Philips и Navra разное позиционирование на рынке, это продукты, созданные с использованием различных технологий. В лампах Philips применяется специальное кварцевое стекло с самым эффективным УФ-фильтром (Philips Quartz Glass), что является одним из условий того, что такие лампы имеют более мощный световой поток, отличаются увеличенным сроком службы и сохраняют прозрачность рассеивателя фар весь срок эксплуатации автомобиля. Продукция ассортимента Narva изготовлена из традиционного твердого стекла, как и подавляющее большинство ламп других производителей. При этом лампочка Narva качественная, работает долго и соответствует всем стандартам, которые предъявляются сегодня к автомобильным лампам. Выбирая Narva, автомобилист не экономит на своей безопасности, он просто получает продукт стандартного качества. Если же он ищет продукцию с более высокими потребительскими качествами, он выбирает Philips.

Повторюсь, что в настоящее время доля продаж автомобильных ламп в сегмент СТО пока еще уступает по своим объемам доле розничных продаж через магазины. Но российский автосервисный сегмент растет стремительными темпами, появляется больше техстанций, улучшается уровень качества их работы. Вместе с тем появляется все больше автомобилистов, которые полностью делегируют работу по обслуживанию автомобилей автосервисам. Так сфера обслуживания автомобилей в России приближается по уровню функционирования к европейским стандартам.

Для автосервисов Philips предлагает не только источники автомобильного света, но и инспекционные фонари. Такие приборы можно применять для освещения того или иного места ремонтируемого участка автомобиля. В наших инспекционных фонарях используют новейшие светодиодные технологии, что обеспечивает их увеличенный срок эксплуатации, лучший уровень освещения.

Для СТО, куда поставляют дистрибьюторы продукцию Philips и Narva, наша компания предлагает вспомогательные решения для более эффективной работы. Это в том числе и POSM-материалы, а также шкафы и стенды, где можно разместить продукцию Philips и Narva. Мы и наши дистрибьюторы проводим обучение специалистов СТО, объясняем им особенности автомобильных ламп, производимых нашей компанией, в чем их отличие от конкурентов. В Европе у нас работает специальная онлайн-программа: специалист сервиса может через Интернет войти в программу и получить информацию о правильной установке ламп для конкретной марки автомобиля. Отмечу, что в Европе у Philips есть сеть сертифицированных СТО, в России, я уверен, мы также придем к такому формату работы.

В настоящее время Philips нацелен на развитие светодиодных технологий для автомобильного освещения. Разработка новой продукции идет в нескольких направлениях: светодиоды для внутреннего и внешнего освещения автомобиля (здесь до недавнего времени использовались только лампы накаливания), а также светодиодные технологии для ближнего и дальнего света. И в этой области Philips активно работает с производителями фар, чтобы предлагать потребителям передовые решения для фронтального освещения. Компания уже давно занимается разработкой органических светодиодов. Также в качестве эффективного источника света рассматриваются лазерные технологии.

Денис Маштаков, менеджер по развитию бренда HellaДенис Маштаков, менеджер по развитию бренда Hella:

Компания Hella - поставщик на конвейер большинства автопроизводителей Европы и лидер среди производителей оптики. Новые разработки и технологии, например, VARILIS - статический и динамический поворотный свет с использованием светодиодов и световодов,- помогают поддерживать этот статус на мировом рынке. Hella разрабатывает компоненты для моделей ведущих автоконцернов, например оптику на Audi A6, A8 нового поколения или Range Rover Evoque. Еще одна из новинок - фара для нового Volkswagen Tiguan с модулем динамического освещения INTEMO.

На рынке автомобильного освещения наибольшей популярностью пользуются фары головного освещения, задние фонари и сигнальное освещение, дополнительная оптика. В связи с развитием автопарка и рынка автозапчастей в России растет и сегмент автомобильного освещения.

Среди поставщиков на конвейер основными игроками являются Hella, Automotive Lighting, Valeo, американская компания Visteon, Koito (для японский автомобилей). Вторичный рынок наполнен бюджетными азиатскими брендами низкого качества, на данный момент все же пользующимися большим спросом, нежели продукты премиум-сегмента. Бюджетный сегмент более востребован в регионах, а в мегаполисах и крупных городах с более высоким уровнем жизни потребители предпочитают продукты высокого качества.

Отмечу, что все новые модели автомобилей производятся с применением новейших технологий, а потому потребителю интересны продукты высокого качества, что и определяет растущий спрос на оптику конвейерных поставщиков на вторичном рынке автозапчастей.

СТО играют определяющую роль для людей, предпочитающих получать комплексное обслуживание для своего автомобиля. Клиент, желающий сэкономить время на поиске запчастей, в значительной степени зависит от автосервиса и конкретного специалиста, рекомендующего ту или иную продукцию. Тем не менее, в России потребители в большинстве своем предпочитают искать запчасти в специализированных точках продаж.

Если СТО обслуживает дорогие марки автомобилей (а таких автосервисов становится все больше), то, естественно, выбор будет сделан в пользу качественного продукта. Если же речь идет об обслуживании автомобиля в сервисе «гаражного» типа, то вероятнее всего потребителю будет предложена продукция с более низкими ценником и качеством.

Чтобы обладать конкурентным преимуществом, необходимо не только поставлять качественный продукт, но и предоставлять высококлассный сервис. И техническая поддержка здесь просто необходима. В компании Hella, например, работает горячая линия, куда можно адресовать любые вопросы и запросы, связанные с продукцией компании. Мы также проводим вводные тренинги и углубленные технические семинары для своих клиентов.

Дмитрий Каверин, руководитель направления «Специальные и автомобильные источники освещения OSRAM»Дмитрий Каверин, руководитель направления «Специальные и автомобильные источники освещения OSRAM»:

- За последние десять лет наметилась позитивная тенденция: все больше автомобилистов в России предпочитают использовать запчасти более высокого качества. В качестве доказательства можно привести такой пример: на российском рынке очень часто появляются якобы «производители» некачественных автоламп, но также быстро они и исчезают.

Автовладельцы могут быстро оценить качество работы автосервиса, они очень щепетильно относятся и к качеству освещения. Освещенность российских дорог оставляет желать лучшего, и поэтому к автомобильному свету предъявляются повышенные требования. Интенсивность движения в мегаполисах постоянно растет, и плохая видимость может привести к фатальным ситуациям.

Автолюбители выбирают качественные бренды, и поэтому рынок автоламп растет быстрее, чем рынок автозапчастей. Этому способствует и то, что автопарк страны молодеет и увеличивается, расширяется и сегмент более дорогих автозапчастей. OSRAM предлагает высококачественную продукцию, с одной линии завода компании сходят автолампы, которые поставляются и на конвейеры автопроизводителей, и на вторичный рынок.

В кризис 2008-2009 гг. многие производители включили в линейку своей продукции несколько брендов. Такое решение было обусловлено перемещением спроса из премиум-сегмента в среднеценовой и в бюджетные категории продукции. OSRAM также запустил в 2012 году Hejalux (Геликс), который позиционируется в среднем ценовом сегменте, большая часть этой продукции выпускается в Германии.

Есть и другой тренд: продажи на вторичном рынке газоразрядных ламп растут на 30-40 %. В ближайшие два-три года эта тенденция сохранится, несмотря на то что в категории ламп головного освещения все большую популярность приобретают светодиодные технологии.

Мы также наблюдаем сокращение спроса на дополнительное освещение. Все больше бюджетных автомобилей оснащается светодиодами. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что принятие в 2010 году Постановления об обязательном использовании фар ближнего света или дневных ходовых огней в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах, увеличило спрос на автомобильные лампы. Вместе с тем возникла потребность в экономичных светоприборах, что и повысило популярность дневных ходовых огней.

Автомобиль становится сложнее, усложняются процессы его обслуживания и ремонта. На многих моделях для замены ламп необходимо демонтировать бампер или другие кузовные детали. Мы предлагаем несколько вариантов решения задачи: использование дневных ходовых огней либо автоламп серии LONG LIFE, срок службы которых в три раза превосходит срок эксплуатации традиционных ламп.

На мировом рынке набирают популярность электромобили, в фарах которых используются только светодиодные технологии. А срок службы таких ламп соответствует сроку эксплуатации автомобиля, и такая особенность приводит к тому, что на вторичном рынке почти отсутствуют предложения по продукции такой категории.

Автосервисный сегмент - специфичная сфера работы для OSRAM. СТО - весьма сложный партнер, не всегда готовый разделить наши цели. Автосервис обслуживает источник света по принципу: «Если не горит, то заменить на что-нибудь, лишь бы горело». В автомагазине консультант обращает внимание покупателя на различные функции автоламп.

В сегменте СТО отмечается самый низкий процент использования автоламп с дополнительными характеристиками, и такую ситуацию наблюдаем и мы, и другие игроки рынка автоламп.

По прогнозам, к 2020 году российский рынок догонит Европу по количеству автомобилей, которые обслуживаются на автосервисах (90 %). Логично полагать, что такая тенденция приведет к повышению спроса на комплексное обслуживание автомобилей. Вместе с тем, такая тенденция приведет к уменьшению числа самостоятельных ремонтов. А значит, это станет стимулом для автосервисоа с большим вниманием подходить к вопросам обслуживания и замены автомобильных ламп.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи