Не справился с управлением
12 января 2015, Юрий Быватов
Согласитесь, мы довольно часто слышим эту фразу применительно к ДТП с тяжелыми последствиями. Что это означает, если оперировать понятиями экспертизы технического состояния транспортного средства? Более чем в двух третях случаев виной этому оказываются неисправности систем подвески и амортизаторов как типичных ее представителей.
Исправные амортизаторы выполняют самую сложную работу, обеспечивая автомобилю устойчивость и управляемость на дороге. Их важнейшая задача – постоянный контакт дороги с колесами. Исправность и надежность амортизаторов – важнейшее условие безопасности при движении во время дождя, в разбитой колее и на поворотах, по плохим дорогам, при полной нагрузке.
Только полностью исправные и соответствующие конструктивным особенностям автомобиля амортизаторы гарантируют короткий тормозной путь, уверенность при маневрировании в критических ситуациях и надежную работу АБС и других электронных систем автомобиля.
Играя роль своеобразной «прокладки» между салоном автомобиля и дорогой, амортизаторы, с одной стороны, обеспечивают безопасность при движении за счет поддержания постоянного контакта колеса с дорогой, а с другой – за счет стабилизации кузова создают и поддерживают максимальный уровень комфорта в салоне.
Потеря амортизирующей способности – скрытая опасность! Сложность и коварство кроется в том, что процесс снижения амортизирующей способности длительный, незаметный и растянутый во времени. Проглядев его начало, даже опытный водитель постепенно привыкает подруливать при движении даже на ровной дороге, не говоря уже о наших классических «направлениях». При этом необходимо помнить, что вместе с пробоями, авариями, наездами на бордюр и в ямы к повреждению амортизаторов приводит также и естественный износ. Амортизаторы относятся к типичным изнашивающимся и подлежащим периодической замене деталям автомобиля. Согласно рекомендациям одного из ведущих изготовителей амортизаторов — компании ZF Services – на автомобиле, пробег которого превышает 80 000 км, амортизаторы необходимо проверять каждые 20 000 км!
Чем грозит эксплуатация автомобиля с неисправными или изношенными амортизаторами и как они влияют на снижение уровня безопасности и комфорта?
Прежде всего, отметим такие явления, как отрыв колеса от дороги, неустойчивость автомобиля на дороге и, что, пожалуй, более важно, в поворотах. Отсюда совсем недалеко до полной потери контроля над автомобилем. Нельзя забывать и о том, что дефектные амортизаторы оказывают пагубное влияние на увеличение тормозного пути, особенно с системой АБС. Отрицательное влияние, которое оказывает износ амортизаторов на устойчивость и управляемость автомобиля, может привести к полному отказу тормозов при объезде препятствия и многократно возрастающему риску возникновения аквапланирования.
Раскачивание автомобиля во время езды, вибрации автомобиля, увеличение его колебаний, как и возрастающая частота передачи мелких колебаний на кузов автомобиля, – все это может довольно быстро превратить любую поездку в пытку.
Автомобиль – сложная система взаимодействующих узлов и агрегатов, и сбои в работе какого-то одного звена неизбежно приведут к сбоям в работе «соседей». Первыми начнут страдать шины. На протекторе проявляется характерный точечный износ. Неравномерный и динамично развивающийся износ покрышек приводит к возникновению неравномерных ударных нагрузок на сам амортизатор. Через амортизатор прыгающее колесо наносит удары по опорам и отбойнику, которые они «терпят» недолго. Затем наступает закономерный финал: пробой амортизатора. Хоть это и кажется странным и неожиданным, но это не самые тяжелые последствия. Куда опаснее то, что регулярно возникающие колебания колес, работающих в паре с дефектными амортизаторами, могут реально оказать влияние на электронные системы безопасности автомобиля: АБС, ASR, ESP и др.
Автомобилисты в основе своей – люди совершеннолетние и дееспособные, никому не приходит в голову пугать их возможными последствиями езды на негодных амортизаторах: они и так скажутся. Достаточно просто сесть и посчитать, что ремонт поврежденного аварийного автомобиля в любом случае будет дороже, чем затраты на текущее обслуживание и диагностику амортизаторов.
Компании, выпускающие амортизаторы, постоянно работают не просто над усовершенствованием конструкции амортизаторов как одиночных узлов. По существу, сейчас амортизатор стал частью сложной системы подвески, богато сдобренной электроникой. Казалось бы, совсем недавно все восхищались возможностями амортизаторов CDC (Continuous Damping Control — постоянный контроль жесткости). И вот уже пошли в серию амортизаторы нового поколения, с двумя датчиками, каждый из которых контролирует и отрабатывает свою функцию: один — сжатия, другой – отбоя. Преимущества новых амортизаторов налицо. Это оптимальный комфорт и превосходная стабилизация кузова на любой дороге и при любой дорожной ситуации, высочайшая безопасность и лучшая управляемость при критическом маневрировании. Значительно возросла надежность и безопасность при выполнении переставки и смены полосы, рулевое управление лучше реагирует в экстремальных ситуациях. Заметно сократился тормозной путь, гораздо меньше стало колебаний, улучшился контроль над колесом. Для реализации всех преимуществ новых решений каждый из них «взаимодействует» как минимум еще с шестью сенсорами: два контролируют положение передка кузова, два – передних колес, и по одному – задка кузова и рулевого колеса. Нетрудно подсчитать, что всего в системе одновременно работает полтора десятка сенсоров, информацию от которых «головной мозг» автомобиля обрабатывает за считанные доли секунды.
Но электроника – не единственный путь улучшения систем подвески. По-прежнему актуальным остается снижение неподрессоренных масс и их соотношение с массами подрессоренными. Добиться этого снижения удалось за счет применения амортизаторов с корпусами из алюминиевых сплавов и полых штоков. Корпус из алюминиевого сплава в 3 раза легче стального, а его инерция меньше в 30 раз! Меньше вес – меньше инерция, меньше инерция – выше управляемость. Снижение веса полого штока тоже уменьшает неподрессоренную массу, причем очень заметно: экономия веса более 4 кг на автомобиль!
Зачем надо снижать вес амортизаторов? Во-первых, чем меньше неподрессоренные массы, тем выше комфорт. Экономия топлива за счет снижения общей массы и улучшения динамики автомобилей может достигать 25%. К тому же нельзя сбрасывать со счетов законодательство ЕС, требующее обеспечить переработку отходов на уровне 95%, а в этом случае с алюминием легче справиться, чем со сталью.
К чему может привести невнимание к амортизаторам, мы разобрали довольно подробно. А что нужно делать, чтобы не допустить их преждевременного износа? Рецепт простой и понятный: регулярно проводить диагностику.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.