22 декабря 2024,
09:12
Москва

Не справился с управлением

12 января 2015, Юрий Быватов

Согласитесь, мы довольно часто слышим эту фразу применительно к ДТП с тяжелыми последствиями. Что это означает, если оперировать понятиями экспертизы технического состояния транспортного средства? Более чем в двух третях случаев виной этому оказываются неисправности систем подвески и амортизаторов как типичных ее представителей.

Исправные амортизаторы выполняют самую сложную работу, обеспечивая автомобилю устойчивость и управляемость на дороге. Их важнейшая задача – постоянный контакт дороги с колесами. Исправность и надежность амортизаторов – важнейшее условие безопасности при движении во время дождя, в разбитой колее и на поворотах, по плохим дорогам, при полной нагрузке.

Только полностью исправные и соответствующие конструктивным особенностям автомобиля амортизаторы гарантируют короткий тормозной путь, уверенность при маневрировании в критических ситуациях и надежную работу АБС и других электронных систем автомобиля.

Играя роль своеобразной «прокладки» между салоном автомобиля и дорогой, амортизаторы, с одной стороны, обеспечивают безопасность при движении за счет поддержания постоянного контакта колеса с дорогой, а с другой – за счет стабилизации кузова создают и поддерживают максимальный уровень комфорта в салоне.

Потеря амортизирующей способности – скрытая опасность! Сложность и коварство кроется в том, что процесс снижения амортизирующей способности длительный, незаметный и растянутый во времени. Проглядев его начало, даже опытный водитель постепенно привыкает подруливать при движении даже на ровной дороге, не говоря уже о наших классических «направлениях». При этом необходимо помнить, что вместе с пробоями, авариями, наездами на бордюр и в ямы к повреждению амортизаторов приводит также и естественный износ. Амортизаторы относятся к типичным изнашивающимся и подлежащим периодической замене деталям автомобиля. Согласно рекомендациям одного из ведущих изготовителей амортизаторов — компании ZF Services – на автомобиле, пробег которого превышает 80 000 км, амортизаторы необходимо проверять каждые 20 000 км!

Чем грозит эксплуатация автомобиля с неисправными или изношенными амортизаторами и как они влияют на снижение уровня безопасности и комфорта?

Прежде всего, отметим такие явления, как отрыв колеса от дороги, неустойчивость автомобиля на дороге и, что, пожалуй, более важно, в поворотах. Отсюда совсем недалеко до полной потери контроля над автомобилем. Нельзя забывать и о том, что дефектные амортизаторы оказывают пагубное влияние на увеличение тормозного пути, особенно с системой АБС. Отрицательное влияние, которое оказывает износ амортизаторов на устойчивость и управляемость автомобиля, может привести к полному отказу тормозов при объезде препятствия и многократно возрастающему риску возникновения аквапланирования.

Раскачивание автомобиля во время езды, вибрации автомобиля, увеличение его колебаний, как и возрастающая частота передачи мелких колебаний на кузов автомобиля, – все это может довольно быстро превратить любую поездку в пытку.

Автомобиль – сложная система взаимодействующих узлов и агрегатов, и сбои в работе какого-то одного звена неизбежно приведут к сбоям в работе «соседей». Первыми начнут страдать шины. На протекторе проявляется характерный точечный износ. Неравномерный и динамично развивающийся износ покрышек приводит к возникновению неравномерных ударных нагрузок на сам амортизатор. Через амортизатор прыгающее колесо наносит удары по опорам и отбойнику, которые они «терпят» недолго. Затем наступает закономерный финал: пробой амортизатора. Хоть это и кажется странным и неожиданным, но это не самые тяжелые последствия. Куда опаснее то, что регулярно возникающие колебания колес, работающих в паре с дефектными амортизаторами, могут реально оказать влияние на электронные системы безопасности автомобиля: АБС, ASR, ESP и др.

Автомобилисты в основе своей – люди совершеннолетние и дееспособные, никому не приходит в голову пугать их возможными последствиями езды на негодных амортизаторах: они и так скажутся. Достаточно просто сесть и посчитать, что ремонт поврежденного аварийного автомобиля в любом случае будет дороже, чем затраты на текущее обслуживание и диагностику амортизаторов.

Компании, выпускающие амортизаторы, постоянно работают не просто над усовершенствованием конст­рукции амортизаторов как одиночных узлов. По существу, сейчас амортизатор стал частью сложной системы подвески, богато сдобренной электроникой. Казалось бы, совсем недавно все восхищались возможностями амортизаторов CDC (Continuous Damping Control — постоянный контроль жесткости). И вот уже пошли в серию амортизаторы нового поколения, с двумя датчиками, каждый из которых контролирует и отрабатывает свою функцию: один — сжатия, другой – отбоя. Преимущества новых амортизаторов налицо. Это оптимальный комфорт и превосходная стабилизация кузова на любой дороге и при любой дорожной ситуации, высочайшая безопасность и лучшая управляемость при критическом маневрировании. Значительно возросла надежность и безопасность при выполнении переставки и смены полосы, рулевое управление лучше реагирует в экстремальных ситуациях. Заметно сократился тормозной путь, гораздо меньше стало колебаний, улучшился контроль над колесом. Для реализации всех преимуществ новых решений каждый из них «взаимодействует» как минимум еще с шестью сенсорами: два контролируют положение передка кузова, два – передних колес, и по одному – задка кузова и рулевого колеса. Нетрудно подсчитать, что всего в системе одновременно работает полтора десятка сенсоров, информацию от которых «головной мозг» автомобиля обрабатывает за считанные доли секунды.

Но электроника – не единственный путь улучшения систем подвески. По-прежнему актуальным остается снижение неподрессоренных масс и их соотношение с массами подрессоренными. Добиться этого снижения удалось за счет применения амортизаторов с корпусами из алюминиевых сплавов и полых штоков. Корпус из алюминиевого сплава в 3 раза легче стального, а его инерция меньше в 30 раз! Меньше вес – меньше инерция, меньше инерция – выше управляемость. Снижение веса полого штока тоже уменьшает неподрессоренную массу, причем очень заметно: экономия веса более 4 кг на автомобиль!

Зачем надо снижать вес амортизаторов? Во-первых, чем меньше неподрессоренные массы, тем выше комфорт. Экономия топлива за счет снижения общей массы и улучшения динамики автомобилей может достигать 25%. К тому же нельзя сбрасывать со счетов законодательство ЕС, требующее обеспечить переработку отходов на уровне 95%, а в этом случае с алюминием легче справиться, чем со сталью.

К чему может привести невнимание к амортизаторам, мы разобрали довольно подробно. А что нужно делать, чтобы не допустить их преждевременного износа? Рецепт простой и понятный: регулярно проводить диагностику.  

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи