21 декабря 2024,
19:12
Москва

Низкозольные масла как ответ на экологические проблемы

23 октября 2023

Низкозольные масла как ответ на экологические проблемы

Технический прогресс привел к тому, что человечество уже во второй половине 20 века столкнулось с экологическими проблемами. Одна из них – особенно ощутимая жителями мегаполисов – загрязнение атмосферы. Массовое производство автомобилей снизило их себестоимость и доступные кредиты позволили покупателям приобретать машин с каждым годом все больше и больше. Сегодня автомобильный транспорт стал одним из глобальных источников всех выбросов в атмосферу. Какие пути выхода из сложившейся ситуации есть? Либо уменьшить объемы отработавших газов, либо снизить их токсичность. Но, оказывается, что наиболее эффективное решение – комбинировать эти методы.

Снижение объемов выхлопных газов через сокращение количества автомобилей невозможно по понятным причинам. Но можно идти к этой цели путем снижения расхода топлива. Достичь топливной экономичности можно, усовершенствовав конструкцию двигателя и снизив трение. Также для снижения токсичности выхлопа разработаны многокомпонентные каталитические дожигатели отработавших газов («катализаторы») и фильтры сажевых частиц (DPF) для дизельных двигателей. Поговорим подробнее о том, как масла влияют на вышеуказанную проблему.

Во-первых, снижение вязкости самого масла уменьшает энергетические затраты на его прокачку по системе смазки и способствует меньшему сопротивлению сдвигу между поверхностями трения. Так обеспечивается более «легкое» движение и вращение деталей двигателя.

Во-вторых, при работе ДВС кроме самого топлива неизбежно сгорает и масло, а его продукты сгорания, попадая в выхлопную систему, провоцируют постепенный выход из строя систем снижения токсичности выхлопа. Основные яды для катализатора – соединения серы, фосфора, хлора и соединения различных металлов. Принцип работы DPF основан на фильтрации сажевых частиц, при накоплении которых (на основании специальных датчиков и программы управления) происходит прожиг с образованием углекислого газа (СО2) и водяного пара. Когда несгораемые частицы закупоривают поры фильтра, снижается его эффективность и пропускная способность, возрастает давление выхлопных газов в выпускном коллекторе, что, в свою очередь, приводит к уменьшению КПД двигателя. Поэтому технология DPF предусматривает малые количества несгораемых компонентов в масле, определяемых в тестах, как сульфатная зольность.

Так как в густонаселенной Европе концентрация автомобилей была всегда самой высокой, то «нехватка кислорода» ощущается там особенно остро. Европейские автопроизводители первыми внедрили системы снижения токсичности выхлопа, но с совершенствованием их конструкций столкнулись с проблемами «отравления» катализаторов и закупоривания сажевых фильтров. В связи с этим Европейская Ассоциация Автомобильных Инженеров (ACEA) ввела с 2004 года новый класс дизельных моторных масел E6 для коммерческой техники, а затем появился еще классы E9 и E11. Основные их отличия от привычных классов ACEA E4 и E7 – значительное снижение содержания сульфатной золы, введение лимита на содержание серы и фосфора. Такие изменения направлены на поддержание постоянной рабочей эффективности и на увеличение срока службы современных сажевых фильтров и каталитических систем выхлопа. Классы ACEA E4 и E7 называют полнозольными маслами (Full SAPS – Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur) и применяют в двигателях без DPF, классы ACEA E6 и E9 – малозольными (Low SAPS), предназначенными для двигателей с DPF и без него. Также в классификации API (Американский нефтяной институт) появилась спецификация API CJ-4, а затем и более усовершенствованная CK-4. Одновременно с CK-4 API впервые вводит спецификацию FA-4, которая аналогична CK-4, но отличается пониженной высокотемпературной вязкостью (HTHS) для экономии топлива. Спецификация API FA-4 не заменяет предыдущие и предназначена для двигателей новых поколений, разработанных с учетом работы маловязкого масла.



«У компании Volume в ассортименте есть малозольное моторное масло для дизельных двигателей коммерческого транспорта, – комментирует технический специалист компании Valvolin Eurasia, Александр Лихолитов. – Оно специально разработано для новых систем снижения токсичности выхлопа, в частности для DPF, Volume Pro-Truck LS 10W-40. Это полностью синтетическое моторное позволяет увеличить интервалы замены, предусмотренные автопроизводителями, обеспечивая при этом защиту от износа и коррозии деталям двигателя, а также поддерживая эффективность работы новейших систем снижения токсичности выхлопа».


Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи